-->
☢ ☢   Любите Родину - Мать вашу!        Якщо ви не боретеся за свої права, у вас їх заберуть!        Ми погано боролися за свої права, і у нас їх забрали!        Кто не помнит прошлого, у того не будет будущего!    ☢ ☢

29.04.2014

Реформа местного самоуправления: как это будет?

Минрегион разъяснил, какие изменения предлагается внести в Конституцию Украины в части децентрализации власти

Минрегион подготовил предложения по изменениям в Конституцию Украины, с которым предлагаем ознакомиться ниже по тексту.

Отмечается, что предложения вносились с учетом ограничения на изменения в первом разделе Конституции, поскольку такие изменения могут быть внесены только путем референдума.

Предполагаемые изменения в Конституцию состоят в следующем:

1. В ст. 132 закрепляются принципы децентрализации в осуществлении государственной власти, вездесущности и способности местного самоуправления, устойчивого развития административно-территориальных единиц.

2. В ст. 133 четко определено трехуровневая система административно-территориального устройства - три вида административно-территориальных единиц: регионы, районы, общины. Также дано определение общины как образованной в порядке, определенном законом, административно-территориальной единицей, которая включает один или несколько населенных пункта (село, поселок, город), а также прилегающие к ним территории).

3 Ст. 140 изложена в новой редакции, в которой предусмотрено образование исполнительных органов власти районными и областными советами и закреплено принцип субсидиарности при разграничении полномочий в системе органов местного самоуправления и их исполнительных органов различных уровней.

4. В ст. 141 определяется порядок формирования советов соответствующего уровня. Предлагается ограничить срок полномочий советов и их председателей пятью годами.

5. В ст. 141 также определено, что главы районного и областного советов избираются соответствующими советами и возглавляют исполнительный комитет совета. Районный и областной совет по представлению избранного председателя формирует состав исполнительного комитета совета.

6. Ст.142 определяет материальны и финансовые основы местного самоуправления. Закреплено право местного самоуправления на долю общенациональных налогов.

Закреплено, что расходы органов местного самоуправления, возникшие вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством.

7. В ст. 143 определено разграничение собственных и делегированных полномочий органов местного самоуправления. При этом предлагается не детализировать в Конституции полномочия, оставив определение исчерпывающего их перечня на уровне соответствующего Закона.

Зафиксировано, что государство финансирует осуществление делегированных полномочий в полном объеме за счет средств Госбюджета Украины или путем отнесения к местному бюджету в установленном законом порядке отдельных общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты госсобственности.

8. Из предыдущей статьи изъято, что «органы местного самоуправления по вопросам осуществления ими полномочий органов исполнительной власти подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти». Теперь органы местного самоуправления ответственные только перед законом (ст. 144 - «Решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и законам Украины в порядке и сроки, определенные законом останавливаются председателями соответствующих государственных представительств с одновременным обращением в суд»).

9. Новым является создание местных государственных представительств вместо местных госадминистраций. В ст.118 указано: «Исполнительную власть в областях и районах , городе Киеве и в Севастополе осуществляют председатели государственных представительств» (фактически префекты).

В этой статье также предлагается наделить Президента Украины полномочиями назначать и увольнять председателей государственных представительств. Поскольку основной их функцией является надзор за соблюдением закона в регионах, логичной будет их подотчетность Президенту как гаранту Конституции. А для обеспечения баланса властей предусмотрена ответственность и подконтрольность председателей госпредставительств Кабмину.

10. В ст. 119 определены полномочия председателей районных и областных государственных представительств в 4-х сферах - надзор за соответствием актов органов местного самоуправления Конституции и законам Украины, координация работы территориальных и центральных органов исполнительной власти и координация работы всех органов власти на местах в условиях чрезвычайного и военного положения.

Решения глав государственных представительств, противоречащие Конституции и законам Украины, могут быть отменены Кабинетом Министров Украины.

11. Некоторые изменения также предлагаются к разделу IV (Верховная Рада) и V (Президент Украины) . Принципиальным является исключение из полномочий тех, которые не являются политическими и должны быть отнесены к полномочиям соответствующих органов исполнительной власти:

- назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. Однако зафиксировано, что назначение местных выборов должно происходить автоматически при возникновении правовых оснований - вопрос не носит политического характера (ст. 141).

- образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов - это также не политический вопрос и по своей природе он должно быть отнесено к полномочиям Кабмина (ст. 116, п. 2.1.) .

Источник: Минрегион.
Наталья Шныр

Комментариев нет:

Отправить комментарий

I am free