-->
☢ ☢   Любите Родину - Мать вашу!        Якщо ви не боретеся за свої права, у вас їх заберуть!        Ми погано боролися за свої права, і у нас їх забрали!        Кто не помнит прошлого, у того не будет будущего!    ☢ ☢

09.01.2015

Прямая демократия — альтернатива Верховной Раде

Всеобщее возмущение по поводу работы Верховной Рады Украины вызывает удивление у каждого просвещенного человека: ведь при такой системе было бы очень странно, если бы депутаты голосовали в интересах граждан в ущерб своим собственным. Поставьте себя на их место — ничего удивительного здесь нет. 

При этом мало кому приходит в голову простой вопрос: а зачем вообще нужен этот батальон дармоедов? Кто-то знает?

Давайте разберемся.

Зачем нужен Парламент?

Сотни лет назад, когда большинство населения Земли не умело ни читать, ни писать, а коммуникации осуществлялись с помощью курьеров, скакавших на лошадях и голубиной почты, от каждого города в столицу отряжали самых грамотных и уважаемых людей, чтобы те представляли интересы регионов в Парламенте.

Органы народного представительства существовали еще в древних государствах, например, Сенат в Древнем Риме. Для справки, численность населения планеты во времена Древнего Рима составляла около 300 млн. человек (вместе с китайцами).

Исторически парламент сперва выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

В современных государствах Парламент, как правило, является законодательным органом, то есть наделен властью принимать законы, а также в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Парламент является представительным органом, в котором все население страны представлено выбранными на всеобщих выборах представителями народа — депутатами.

Зачем нужны депутаты?

Для чего были придуманы депутаты? Как мы уже говорили, депутаты необходимы, чтобы представлять интересы граждан, которые самостоятельно делать этого не могут. А что же им мешает делать это напрямую? Ведь депутаты — это такие же граждане, они не имеют никакого специального образования и не сдают экзамен на депутата.

Сотни лет назад объективная причина была: слабые коммуникации, неграмотность населения. Но в настоящее время все необходимые условия для прямой демократии уже существуют, а институты власти остались на уровне тысячелетней давности.

Стоит ли удивляться их неэффективности?

Ни для кого не секрет, что депутаты Верховной Рады вместо защиты интересов своих избирателей действуют исключительно в своих собственных интересах, так как зачастую сами являются владельцами бизнеса или лоббируют те или иные группировки. То же самое относится и к политическим партиям, которые делают это более организованно.

В итоге мы имеем коррупцию, законы направленные на защиту интересов кланов, агентов вражеской страны в высшем законодательном органе власти и крайне неэффективную систему управления страной, в чем можно было убедиться на протяжении уже более чем двух десятков лет. Этак и жизни не хватит дождаться реформ, согласитесь. Кстати, многим так и не хватило.

Но этого мало. Депутаты и политические партии, как оказалось, могут действовать еще и в интересах чужого враждебного государства. Фактически, такая система власти является не просто устаревшей и неэффективной, но в буквальном смысле вредительской, разрушающей сами основы государственности.

Это не демократия, а муляж демократии, где присутствуют внешние атрибуты, но отсутствует сама суть народовластия. А власть как была в руках номенклатуры, так и остается.

Есть ли выход из этой ситуации? Конечно.

Люстрация и выборы не нужны

Все разговоры о люстрации не имеют смысла в принципе, так как сама система остается прежней.

Сколько бы ни было проведено выборов, на место одних никому не известных людей придут другие, которые точно так же будут действовать в своих интересах, а не в интересах избирателей.

О них депутаты вспоминают только во время предвыборной кампании, завешивая города своими бордами. Они считают людей тупым стадом, которое можно обдурить в очередной раз и забыть на несколько лет об их существовании, а в следующий раз придумать новые лозунги (хотя обычно хватает и старых, проблемы-то остаются те же самые).

Да и с чего вдруг они бы стали беспокоиться об избирателях? Ведь никаких инструментов воздействия на своих «избранников» граждане не имеют. Это муляж, макет выборов. Ни один «избиратель» не знает ничего о тех людях, за которых «голосует». Ни один «избиратель» не имеет никаких механизмов контроля над своим «избранником» — он не может ни отозвать, ни наказать, ни поощрить депутата.

И это вы называете «выборами»? Самим не смешно?

Функции Верховной Рады могут выполнять сами граждане

Зачем нужны посредники-депутаты, когда функции Верховной Рады могут выполнять сами граждане, как и надлежит в настоящем демократическом обществе?

Почему страной нельзя управлять так, как большой корпорацией, где есть Совет директоров (правительство), и акционеры (граждане)? Причина только одна — нежелание самих депутатов терять свою кормушку. Других объективных причин нет.

Предположим, институт депутатов и партий будет упразднен, а Верховная Рада перестанет существовать. Что же случится?

  • Исчезнут бюджетные расходы, связанные с содержанием депутатов. Не нужно будет принимать никаких законов по урезанию расходов, их не будет вообще.
  • Исчезнет коррупция, связанная с депутатским лобби. Посмотрите на владельцев крупного бизнеса, торговых сетей — без участия депутатов никто из них не обходится. Это значительно оздоровит экономику, так как будут действовать законы рынка и честная конкуренция, а не депутатская «крыша».
  • Откроются социальные лифты, и уровень любого деятеля станет определяться его качествами, а не связями.
  • Исчезнут коррупционные антинародные «схемы», в результате которых Украина потеряла десятки миллиардов долларов.
  • Значительно возрастет качество законов, так как они будут приниматься в интересах граждан, а не депутатов.
  • Возрастет оперативность и скорость принятия решений. Не нужно будет ждать, пока Верховная рада отдохнет на каникулах (в то время как страна воюет).
  • Исчезнет недоверие граждан к власти, так как граждане сами станут властью.
  • Прекратятся различные злоупотребления и преступления безнаказанных и «неприкосновенных» депутатов.
Как показывает опыт, даже полное бездействие Верховной Рады в течение длительного времени не приводит к катастрофе: никто даже особо и не замечал, когда в Парламенте начинался ступор в законотворчестве.

Совершенно очевидно, что Верховную Раду необходимо вообще убрать как устаревший и неэффективный инструмент и рассадник коррупции. И чем скорее это будет сделано, тем быстрее можно будет поднять экономику Украины и сохранить больше жизней ее граждан.

Как будет работать система прямой демократии

Да очень просто: принцип будет таким же, как в различных телешоу вроде «Танцев на льду» или «Х-Фактор»: граждане получают текущую информацию и нажимают кнопку «За» или «Против».

Все необходимые для этого технологии уже существуют и активно используются. У каждого гражданина уже имеется уникальный идентификационный код — ИНН, с помощью которого можно легко идентифицировать каждого, определять возрастной ценз и не допускать возможности повторного голосования.

Вся необходимая для принятия решений информация может быть донесена до населения с помошью различных средств массовой информации — интернета, телевидения, радио, газет.

При этом Кабинет министров, где работают профессионалы, имеющие специальное образование, будет работать как и прежде. 

Система будет предоставлять в открытый доступ объективные экономические и социальные показатели, которые можно отслеживать как в реальном времени, так и за выбранный период, например, поквартально.

На основе динамики этих показателей можно будет легко контролировать качество работы управляющих менеджеров, входящих в правительство. У каждого из них будет рейтинг, на основании которого будет определяться его вознаграждение или, наоборот, на него будут наложены взыскания.

Заработная плата министров должна быть высокой, как и у любого топ-менеджера в большой корпорации. Кроме того, за реальные достижения (которые легко можно объективно оценить в цифрах), могут начисляться бонусы.

Если министр сумел увеличить доход государства, то вполне справедливо, если он получит часть из этого дохода в виде бонуса, не так ли? Ничего нового здесь нет, такие системы оплаты давно отработаны во многих компаниях.

Как будет работать система прямой демократии, мы расскажем в отдельной статье.

Что дает внедрение системы прямой демократии?

Никто не говорит, что предлагаемая система прямой демократии идеальна и совершенна. Безусловно, в ней будет немало перекосов и недочетов, как и в любой развивающейся системе.

И тем не менее, благодаря внедрению системы прямой демократии можно ожидать целый ряд позитивых изменений.

Вовлеченность граждан в политическую жизнь страны 

Инфантильность, равнодушие происходят от того, что до сих пор от граждан ничего не зависело, они были пассажирами Титаника, ведомого продажными и недалекими правителями. Все мы знаем, к чему это привело.

Но как только люди получат возможность непосредственно управлять страной, когда мнение каждого будет учитываться, ситуация изменится.

Как можно было убедиться, даже безо всякой системы граждане Украины продемонстрировали высочайшую способность к самоорганизации, начиная с Майдана. Волонтерское движение показывает, что граждане Украины способны решать сложнейшие задачи в условиях военного времени, не только без помощи государства, но наоборот, преодолевая сопротивление властных структур.

Если гражданская деятельность будет легализована, и появится удобная система управления страной, гораздо большее количество социально активных граждан сможет принять участие в судьбе страны, и Украина очень быстро наверстает упущенное.

Нам представляется, что это является самым главным аргументом в пользу внедрения прямой демократии. Да, задача непростая, но если наши люди возьмутся за дело, все получится.

Национальная идея

Переход к прямой демократии может послужить серьезной предпосылкой к укреплению национальной идеи. Стать по-настоящему свободной, демократической страной — разве плохо для национальной идеи?

Получив доступ к системе прямой демократии, каждый гражданин станет ощущать себя полноправным членом общества, и станет воспринимать проблемы государства как свои.

Скорость принятия решений

Прямая демократия работает в режиме 24/7, без отпусков и выходных. Каждый гражданин может принимать участие в обсуждении и голосовании, независимо от того, где он находится физически, достаточно иметь доступ в интернет.

Качество принимаемых решений

Безусловно, большая часть граждан не имеет специального образования, опыта, знаний, необходимых для управления государством. Но ведь и депутаты Верховной Рады тоже ничего этого не имеют!

С другой стороны, если мы говорим о демократии, то это подразумевает, что нужно учитывать мнение каждого гражданина, даже если оно неправильное или неэффективное. За счет большого количества вовлеченных в систему людей погрешность нивелируется, и риски остаются в пределах нормы.

А если сравнивать с теми решениями, которые принимала Верховная Рада на протяжении последних двух десятков лет, то есть все основания ожидать значительного улучшения качества принимаемых решений, а также, что немаловажно, их исполнения.

Сокращение издержек по содержанию государственного аппарата

Граждане, принимающие участие в прямой демократии, не отвлекаются от своей основной работы. Они не получают ни депутатских льгот, ни зарплат, не требуют отдельных зданий, транспорта и всего прочего антуража.

Не будем забывать, что кроме прямых издержек на содержание депутатов, существует целый ряд косвенных: неэффективные законы, принятые с целью лоббирования тех или иных группировок, коррупция, крышевание, отмывание денег и прочее тоже непосредственно связано с их существованием.

Уменьшение коррупции

Коррупция не возникает на ровном месте. Для нее должны быть созданы определенные условия. Например, если выдавать загранпаспорта только по четвергам с двух до пяти раз в месяц, это создаст предпосылки для коррупции. Точно так же обстоят дела и во всех остальных сферах: получить разрешение на застройку, оформить документы на груз, уклониться от уплаты разорительных налогов и т.д.

Бороться с коррупцией путем усиления контроля не только бесполезно, но и наоборот, только усилит ее: ведь тогда нужно будет контролировать тех, кто контролирует чиновников, и так до бесконечности. Издержки будут только расти.

Победить коррупцию можно только одним методом — уничтожением предпосылок для ее возникновения, созданием прозрачной и простой системы. Если загранпаспорт можно получить круглосуточно в любом городе за символическую плату, никто не будет платить взятку за «ускорение процесса», согласитесь.

Если не будет депутатов, некому и незачем будет создавать эти предпосылки, и коррупция значительно уменьшится.

Открытые социальные лифты

Прямая демократия предполагает не только нажатие на кнопки, но прежде всего работу с информацией. Ведь нельзя принять решение, не оценив ситуацию?

Кто же будет помогать гражданам понять проблему и принять правильное решение?

Эту задачу могут выполнять лидеры мнений: блогеры, общественные деятели, авторитетные граждане, которые будут публиковать свои статьи по различным темам. Манипуляции здесь неизбежны, но за счет большого количества лидеров мнений и конкуренции между ними риски можно считать приемлемыми.

Резко возрастет роль журналистики: именно журналисты будут предоставлять факты, давать информацию, которую будут обрабатывать аналитики. Кроме того, правительство также будет вносить в систему информацию, необходимую для принятия решений.

Такая ситуация приведет к тому, что каждый гражданин, независимо от своего социального положения, сможет заявить о себе, получит возможность высказать свои мысли, а соответственно получит возможность для развития своей карьеры в качестве аналитика или чиновника.

Обратная связь с властью

Благодаря системе прямой демократии появится возможность быстро определять наиболее авторитетных людей как среди чиновников, так и среди самих граждан.

Этот эффект мы можем наблюдать своими глазами: например, Юрий Бирюков, Семен Семенченко или Борислав Береза за короткий срок получили авторитет, превышающий авторитет всей Верховной Рады, вместе взятой.

Имея возможность в реальном времени следить за деятельностью активистов, граждане наконец смогут осознанно выбирать людей на любые выборные должности, например, мэра города.

Преимущества системы прямой демократии не исчерпываются перечисленными, но даже этих вполне достаточно, чтобы понять необходимость серьезного рассмотрения ее скорейшего внедрения.

Кто позволит внедрить прямую демократию?

Само собой, по вполне понятным причинам депутаты не станут поддерживать идею прямой демократии, а наоборот, попытаются всячески ее дискредитировать и обесценить. Но остановить прогресс невозможно. Новые институты вытеснят старые точно так же, как в свое время пароходы вытеснили парусники.

Никто конечно не позволит создавать такую систему, и тем более, этим не будет заниматься власть. Поэтому не нужно ни у кого спрашивать разрешения, а нужно просто взять и сделать.

Проще всего создать альтернативную систему прямой демократии, которая будет действовать он-лайн параллельно с Верховной Радой, а результаты ее работы будут открыты в интернете. Для начала это будет выглядеть как своего рода экзит-пол, который позволит оценить преимущества новой системы и устранить неизбежные ошибки в ее структуре.

По мере вовлечения в систему все большего количества граждан и устранения ее недостатков она просто вытеснит устаревшую модель Верховной Рады и возьмет на себя ее функции.

Что скажет Запад? 

В процессе обсуждения идеи прямой демократии некоторые высказались довольно неожиданно: а что скажет Запад? Одобрят ли на Западе такую инициативу украинцев?

Во-первых, при всем уважении, но мы имеем полное право в своей стране создавать такие институты власти, которые считаем нужными. Пока что Украина независимая страна.

А во-вторых, кто сказал, что на Западе все сделано правильно? У них те же проблемы, которые описаны выше, просто их демократии более эффективны в силу разных причин, и еще способны выполнять свои функции. Но это вовсе не значит, что так будет всегда.

Если идти в кильватере, никогда не получится стать первым. В свое время на том же Западе были люди, которые считались там фантазерами и прожектерами. Стив Джобс, например.

Чтобы стать первым, нужно не бояться инноваций и отказаться от идей копирования и клонирования. Пусть этим занимаются аутсайдеры.

Дорогу осилит идущий

Конечно, это всего лишь эскиз, идея. Чтобы она стала рабочей, необходимо выполнить большую работу — создать рабочий прототип системы, определить необходимый кворум для каждой группы законов, скажем, касающихся отдельных отраслей или страны в целом.

Но оценивать предложение следует не с точки зрения поиска идеала, а с точки зрения решения конкретных проблем, и сравнивать не с идеальной моделью (которой до сих пор никто не придумал), а с той, которую мы имеем на сегодняшний день.

Мы уже начали работу над созданием прототипа ссистемы прямой демократии. Но без помощи и участия граждан, без их замечаний, идей и конструктивной критики, конечно, ничего не получится.


Первые пароходы тоже были неуклюжими...

Но кто сейчас возит чай на клиперах?

http://gocman.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

I am free