фото: Тарас Подолян |
— Янукович сделал очень важную вещь — перевел страну из состояния затухающей революции в контрреволюционное. Он давит и репрессирует общество и из-за этого возникает запрос на новую революцию. Она будет стопроцентно. Протестная волна уже запущена, — говорит директор Института глобальных стратегий 55-летний Вадим Карасев.
В киевском ресторане "О'Панас" он пьет кофе и читает на экране портативного компьютера интернет-новости. На столе кипа распечаток, газетных вырезок, книг. Некоторые фрагменты текстов Карасев подчеркнул ручкой и сверху дописал свои комментарии. Заказывает чайник зеленого чая.
- В самом правящем классе идут изменения,- продолжает Вадим Юрьевич. - На базе процесса над Тимошенко возникла новая группа - украинские силовики. После оранжевой революции еще не было наглядно понятно, что надо начинать с реформы судов, карательной машины. Они оставались старыми, но при Ющенко и Тимошенко пошли в подполье. Хотя с точки зрения коррупции жили неплохо. Тогда они были на подтанцевках у власти, олигархов. Сейчас во многом они сами власть. Но чем больше полиции, тем будет большее сопротивление. Все эти щиты "беркутовцев", заборы, кортежи, элитные городки, вертолеты - это кастовые перегородки, которые прикрывают вопиющее социальное неравенство между народом и новой шляхтой, феодалами, ландиками-мажорами. Мы знали, что у Ющенко есть мини-феодальное поместье в Безрадичах. Но ведь у Януковича - огромное "Межгорье"!
С точки зрения механизма, характера, типа общественного отношения в Украине сейчас - ХVIII столетие. Кортеж президента, ради которого перекрывают все улицы, - это колесница какого-то барона или монарха, который мчится, разгоняя всех на свете. Они демонстрируют: да, мы живем при феодализме, мы - феодалы, нам на вас наплевать, мы вас зароем. Прошлогодние бунты голодных - чернобыльцев, афганцев и протесты сытых - предпринимателей является предвестником того, что в 2012 году они могут перерасти в сильное движение. Революция неминуема. Вопрос только, как она будет проходить.
Что объединит людей для новой революции?
- Унижение. Когда те, кто снизу, поймут, что им никогда не прорваться вверх через перегородку. Что такое нынешний избирательный закон? Это возвращение к закрытости политической системы времен Кучмы. Закрытые партийные списки и мажоритарные округа - это выборы для элиты, которая создала для себя комфортные условия. Они пройдут в пользу тех, кто сейчас при власти.
Какая будет избирательная риторика власти?
- Янукович и его команда сразу сказали, что их главная цель не вступление в Евросоюз, не реформы, а власть на 10 лет. Реформы служат лишь прикрытием права на власть. И эти реформы будут бесконечные, так как чем дольше они будут длиться, тем дольше можно будет держаться власти и говорить, что их необходимо доработать.
Как мог бы действовать президент?
- Делать все, чтобы утихомирить революционные моменты. Для этого нужна более легальная политика, втягивание оппозиционеров во власть - чтобы коалиция оставалась, дать пост премьера и ответственность за провалы в экономике, например, Яценюку. Возможно, если бы Тимошенко не попала под пресс, то осталась бы одним из оппозиционеров, который постепенно скатывался бы со своей "Батьківщиною", старел. Сейчас Тимошенко возрождается, превращаясь в заключенного совести, и это переводит ее в новое качество.
Януковичу надо было просто продолжать то, что делала прошлая власть. Вступление во Всемирную организацию торговли - не реформа? Еще и какая! То, что делал Вакарчук с независимым оцениванием - тоже реформа высшей школы, благодаря которой выпускники из простых семей получили возможность учиться в элитных столичных учреждениях без взяток. Главный реформаторский двигатель - Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Подпишите его - и страна сразу начнет реформироваться. Но все это было свернуто. Мы получили пустопорожние "чрезвычайные меры" по всем направлениям.
Будет ли объединение оппозиции?
- Объединения не стоит ожидать, так как оппозиционеры не понимают неизбежности революции, которая их сметет.
Наши элиты – это типаж, уходящий в прошлое. Они не понимают, что находятся на перекрестке эпох, что сейчас другая погода, политический климат, атмосфера, паруса, герои. Появляются свободные люди, которым нужна власть не для того, чтобы бросать понты или обогащаться, а чтобы делать что-то для общества, реализовать себя как общественные деятели.
Янукович способен приказать стрелять?
- И что потом? Слава Богу, они были свидетелями падения диктаторов, которые думали, что пришли на века - Мубарака, Каддафи. Есть еще Европа, где их банковские счета. Куда потом спрятаться?
В прошлом году на протесты выходили представители определенных социальных групп - чернобыльцы, афганцы, учителя, студенты. Их возможно объединить?
- Будут явные признаки фальсификации выборов, тогда эти люди выйдут на улицы. Так как есть чувство собственного достоинства. Когда врач или учитель берет взятку, думаете, ему это приятно? Нет. Разве медики плохо живут в мире? А наших довели до уровня нищих.
Что ждать после революции?
- Из Украины постсоветской надо сделать европейскую и ввести в ней конституционализм. Оппозиции нужно сказать людям, что следующий парламент будет временным. Туда должны пройти литераторы, журналисты, юристы, честные люди, чтобы они составили корпус нового Конституционного совета. Надо подготовить новую Конституцию, где прописать, что Верховная Рада должна быть другой и называться Национальным Собранием, полномочия президента должны быть европейские, финансирование партий сделать прозрачным, суд - независимым. Потом назначить выборы в новый парламент по новой Конституции. Возможно, и президента. Тогда мы получаем новое поле политической конкуренции, новые партии.
Янукович может возвратить себе доверие?
- Даже если он отдаст "Межгорье", что из этого? Разве он будет снимать квартиру в центре столицы, как это делает Меркель? Для этого надо быть Меркель или Баррозу. Наши хотят ездить в Европу со своими деньгами, поиграть в казино в Монако и вернуться в Украину феодалами. Они понимают, если мы будем в Европе, то надо будет играть по ее правилам, а значит, выборы проводить демократически. Т.е. отдать власть. В 2012 году задачи власти следующая: как фальсифицировать выборы, чтобы они не казались фальсифицированными. Оппозиции - Яценюку, Турчинову - что-то пообещали. Они клюнули. Но обещать - не означает вступить в брак. Тем паче, из уст "донецких". Но народ не обманешь. Он видит, что все из одного теста.
Тимошенко призывает оппозицию сформировать единый список во главе с моральным авторитетом национального масштаба. Почему эту идею даже не обсуждают?
- Оппозиционеры не поддерживают эту идею, так как хотят зайти в Раду как лидеры партий и игроки, которые принимают решение, с которыми договариваются. Они предают общество и действуют в своих интересах. Понимают, что в едином списке, составленном обществом, им может не найтись места. Они понимают, что больше нужны власти, чем обществу.
Что будет с Тимошенко в этом году?
- Будет сидеть. Если ее сейчас выпустить, она сломает всю игру, так как никогда не пойдет на соглашение с властью. Будет объединять политиков, привлекать новых. Где гарантия, что список, составленный Турчиновым и Кожемякиным, останется без изменений? А там, несомненно, уже все уплачено. Необязательно деньгами, а какими-то пожеланиями, родственными связями. Она выходит возобновленная, обозленная, но, судя по ее предложениям, с некоторым этическим взглядом. Такая свобода Тимошенко не нужна ни власти, ни оппозиции. Но обществу нужна.
Джерело: Gazeta.ua
Немає коментарів:
Дописати коментар