-->

28.01.12

В Украине реформы пенсий и системы льгот провалены. Что дальше? Мнение.

Мнение ведущего эксперта Центра Разумкова, бывшего первого замминистра труда и соцполитики Украины Павел Розенко.
Возвращение обесцененных вкладов — далеко не первая предвыборная идея правительственных чиновников. До этого уже был законопроект о налогообложении богатства. Сергей Тигипко дал немало пресс-конференций на эту тему. И вот прошло четыре месяца, а «воз и ныне там» — законопроект до этого времени даже не внесен для рассмотрения в Верховную Раду Украины.
Президент, а в дальнейшем и глава правительства, на своих пресс-конференциях подбили итоги «года реформ». Отчеты оригинальностью не отличались: ВВП растет, благосостояние граждан также, дороги и мосты строятся, страна живет и развивается в правильном направлении. Насколько убедительно выглядят те цифры, которые раздаются устами правительственных чиновников?


Инфляция съела все доходы


Если взять статистику экономических и социальных показателей, то все как будто выглядит достойно. Правительство отчитывается о росте валового продукта, роста, по меньшей мере, на 10-12% зарплат, пенсий, всех видов государственной социальной помощи. В действительности, эти показатели демонстрируются на фоне заниженного размера инфляции в Украине: по официальным данным в 2011 году она составила всего 4,6%.

Это один из лучших показателей инфляции за все годы независимости. Однако, реалии жизни дают нам совсем другую картину: согласно последнему социологическому исследованию, которое проводил Центр Разумкова в декабре 2011 года, чаще всего граждане Украины (87,4% респондентов) указывают на резкое ухудшение в прошлом году именно ситуации с ценами и тарифами. Парадокс! Правительство хвастается рекордно низкими показателями инфляции, а 9 из 10 украинцев говорят о прямо противоположной ситуации.

По оценкам различных экспертов, реальный показатель инфляции в Украине в прошлом году составлял не менее 12-15%. И вот теперь, сравнивая озвученные правительством цифры повышения социальных выплат, видим, что темпы роста заработных плат, пенсий, и социальной помощи в 2011 году были меньше, чем реальный рост цен на основные виды продовольствия, промышленные товары, жилищно-коммунальные услуги. Следовательно, уровень жизни наших граждан в прошлом году никоим образом не улучшился.


Пенсионная реформа провалена


Как и в 2010 году, практически ни одно из задекларированных во время предвыборной гонки социальных обещаний в прошлом году выполнено не было.

Зато обществу было предложенное «изменение концепции» в правительственной социальной политике — путь реформ. В 2011 году правительство пыталось предпринять первые шаги — провести пенсионную реформу и реформу системы льгот в государстве.

По словам самих правительственных чиновников, украинцы не были готовыми и не восприняли эти реформы, потому что были плохо проинформированы о них. Но я не согласен с этим тезисом. Люди четко осознают необходимость проведения реформ, их неприятие происходит как раз из-за хорошей осведомленности об идеологии правительственных реформ.

У общества нет ответа на базовые вопросы: почему все социальные реформы осуществляются исключительно за счет обычных граждан и малообеспеченных слоев населения? Почему эти реформы никоим образом не касаются самих правительственных чиновников, народных депутатов, чиновников всех уровней?

Вице-премьер Сергей Тигипко заявлял, что если бы пенсионная реформа отменяла систему спецпенсий, она не была бы принята. Я согласен, сломать порочную систему спецпенсий не просто: нужно иметь желание и очень сильную политическую волю. Потому что спецпенсионеры — это сами правительственные чиновники, судьи, прокуроры, народные депутаты, другие чиновники. Но сразу возникает другой вопрос: почему для ограничения прав обычных граждан политическая воля у правительства нашлась, а для ликвидации системы спецпенсий такой воли не было? Может, просто нет желания навести в этом вопросе порядок?

Вот и вышло, что вся пенсионная реформа свелась исключительно к повышению пенсионного возраста для женщин на 5 лет, повышению для женщин и мужчин страхового стажа на 10 лет и изменению формулы начисления пенсий ( в сторону уменьшения пенсионных начислений). А еще — к существенному ухудшению условий пенсионного обеспечения военнослужащих, научных работников, работающих пенсионеров, инвалидов, «чернобыльцев» и других категорий «обеспеченных» граждан.

Если вспомним, тот же Тигипко обещал, что положительный эффект от пенсионной реформы люди почувствуют уже в 2012 году. Исполнятся ли такие прогнозы?

Убежден, что никаких «позитивов» от проведенной пенсионной реформы люди не почувствуют ни в 2012 году, ни в будущем. Давайте вспомним, что конкретно обещало нам правительство во время ее обсуждения.

Первое, в 2012 году провести осовременивание всех пенсий. Второе, до октября 2011 года внести законопроекты относительно легализации зарплат и «совершенствования» системы спецпенсий. Третье, в 2012 году дефицит бюджета Пенсионного Фонда Украины будет резко сокращен.

Что имеем «на выходе»? Ничего!! Осовременивания пенсий в 2012 году не будет, правительственные инициативы относительно легализации зарплат, как и раньше находятся в процессе «обсуждения с народом», а относительно урегулирования системы спецпенсий складывается такое впечатление, будто о них вообще забыли.

Самое интересное происходит с бюджетом Пенсионного фонда. Если открыть государственный бюджет на 2012 год, можно убедиться — дефицит бюджета ПФ (вместе с государственными дотациями) в этом году предусмотрен на уровне почти 58 млрд. грн. Но точно такая же сумма была зафиксирована в бюджете 2010 года. Так что ни о каком сбалансировании и уменьшении дефицита говорить нельзя!

Да и эти 58 млрд. при нынешней сложной социально-экономической ситуации выглядят достаточно «оптимистичным сценарием». Реальный дефицит бюджета Пенсионного фонда (вместе с дотациями) в 2012 году составит 68-70 млрд. грн.

Следовательно, пенсионная реформа в Украине дискредитирована и фактически провалена. Она не достигла и не достигнет никаких положительных результатов: позитивов от нее не дождутся ни обычные украинские граждане, ни пенсионная система в целом. Кстати, большинство экспертов неоднократно предупреждали о таких последствиях правительство в процессе обсуждения пенсионной реформы. Но кто из министров несет персональную ответственность за дезинформацию и откровенный обман общества во время проведения пенсионной реформы?


Льготы отменены лишь для самых бедных


Реформа системы льгот в Украине вообще была остановлена. Это была реакция власти на многочисленные протесты и резкую реакцию общества на очередные новаторские идеи правительства.

А другой реакции общества нечего было и ожидать. Ведь правительство пошло четко по аналогии с пенсионной реформой. Реформа системы льгот свелась к регистрации в Верховной Раде Украины лишь двух правительственных законопроектов: №9127 и №9516. Первым законопроектом был предусмотрен перевод «в ручное управление» льгот наиболее уязвимых категорий граждан: «чернобыльцев», «афганцев», детей войны, участников и инвалидов войны и других. Второй законопроект предлагал ограничить право одиноких матерей на получение государственной социальной помощи.

Еще одной новацией «льготной реформы» правительства должно было стать внедрение непрямой оценки доходов украинских граждан, что должно была «накрыть» 2,5-3 миллиона украинских семей (получателей помощи по уходу за ребенком, одиноких матерей, малообеспеченных семей, получателей субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и приобретение топлива). И только общая позиция экспертов, общественности и средств массовой информации, смогла уберечь государство от таких «контрпродуктивных идей».

При анализе этих правительственных инициатив снова и снова возникает единственный вопрос: неужели главной проблемой системы льгот в Украине являются чернобыльцы, афганцы и одинокие матери? Почему правительство снова не замечает «элитные» категории граждан?

В ответ представители власти говорят, что в конце концов Верховная Рада постановила ограничить льготы народным депутатам Украины. Да, постановила, но весьма своеобразным образом.

Льготы ограничили в основном лишь бывшим народным депутатам, да и то исключительно на 2012 год. Таким образом, действующие народные избранники на себе эти льготные ограничения никоим образом не почувствуют.

Общий итог проведения «года реформ» неутешительный. Действительно нужные, настоящие экономические и социальные реформы в Украине не проведены.

Президент постоянно отмечает, что реформы тормозятся из-за неготовности и противодействия мелких чиновников. Но, по моему мнению, все намного серьезнее: к проведению реформ в Украине не готовыми оказались в первую очередь руководители правительства, министерств, других органов государственной власти. Именно их откровенный непрофессионализм и низкая квалификация стали причиной провала реформ в Украине.

Можно ли прогнозировать, что и в 2012 году реформы проводиться не будут? Возможно.

Идея проведения реформ в Украине дискредитирована, и дискредитирована не экспертами или оппозицией, а в первую очередь непутевыми и непрофессиональными действиями правительства.


Возвращение вкладов — предвыборная технология


2012 год — год парламентских выборов и потому очевидно, что о реформах можно забыть. На первый план будут вынесены популистские лозунги об «улучшении жизни и всеобъемлющем благополучии украинцев».

Старт этой компании дан. Правительство уже обнародовало информацию относительно разработки законопроекта о возвращении обесцененных вкладов Сбербанка прежнего СССР. Но все мы были свидетелями тенденций конца прошлого года, когда на три-четыре месяца задерживались все социальные выплаты, в том числе выплаты помощи при рождении ребенка. Отправлялись в безоплатные отпуска учителя, врачи, и тому подобное. В 2012 году власти нужно будет очень постараться, чтобы обеспечить хотя бы социальные расходы, зафиксированные в бюджете.

Да и ни одной копейки на возвращение вкладов населения в бюджете 2012 года не предусмотрено и поверить в то, что правительство дополнительно отыщет десятки миллиардов для этой программы, очень трудно.

Возможно, этот законопроект даже не будет проголосован к парламентским выборам. Такие законопроекты разрабатываются не для того, чтобы их принимать, а для того, чтобы правительство могло проводить PR-компании вокруг них, проводить пресс-конференции, брифинги, принимать участие в ток-шоу.

Возвращение обесцененных вкладов — далеко не первая предвыборная идея правительственных чиновников. До этого уже был законопроект о налогообложении богатства. Сергей Тигипко дал немало пресс-конференций на эту тему. И вот прошло четыре месяца, а «воз и ныне там» — законопроект до этого времени даже не внесен для рассмотрения в Верховную Раду Украины.

Это является подтверждением того, что вместо реального решения вопросов социальной защиты граждан правительство занимается пропагандой и переносит свою деятельность в информационное пространство государства.


Прожиточный минимум искусственно занижается


Государственный бюджет на 2012 год уже принят. Давайте проанализируем, что ждать от него учителям, врачам и работникам социальной сферы.

К сожалению, ничего особенного. Социальные стандарты, которые зафиксированы в бюджете 2012 года не отвечают реалиям сегодняшней жизни. Правительство и в дальнейшем продолжает практику искусственного занижения как прожиточного минимума, так и минимальной зарплаты. Приведу лишь один пример.

По данным самого же правительства, в июле 2011 года фактический (в реальных ценах июля) прожиточный минимум для трудоспособных лиц составлял 1180 грн. Открываем бюджет, и что же видим?

Для трудоспособных лиц (как и минимальная зарплата) на 2012 год он установлен в следующих размерах: с 1 января — 1073 грн., с 1 апреля — 1094 грн., с 1 декабря — 1134 грн. Состоялось искусственное занижение прожиточного минимума!

Уже сегодня понятно, что на тот прожиточный минимум и минимальную зарплату, что будут установлены в этом году, нереально было прожить уже в июле 2011 года. Это же самое касается и размеров прожиточного минимума для других социальных групп, в частности пенсионеров.

Как это может быть? Ведь прожиточный минимум — это базовый социальный стандарт. От его размеров зависят размеры государственных социальных выплат. От прожиточного минимума зависит и размер минимальной заработной платы, а от нее — заработные платы почти 4-х млн. бюджетников и приблизительно такого же количества работников предприятий и организаций государственной формы собственности.

От прожиточного минимума зависит и размер минимальной пенсии, а следовательно, напрямую расчет пенсий для 7-8 миллионов украинских пенсионеров. Таким образом, искусственное занижение прожиточного минимума приводит к занижению доходов абсолютного большинства украинцев: работников, пенсионеров, студентов, многодетных семей, одиноких матерей, семей, с детьми, инвалидов и тому подобное.

Весной прошлого года учителя уже выходили на улицу и требовали повышения заработных плат. В частности, они требовали поднятия 1-го тарифного разряда до уровня минимальной зарплаты, что обеспечило хотя бы достойную базовую зарплату.

Характерно, что и в 2012 году это требование правительством не выполнено. 1-й тарифный разряд будет и в дальнейшем ниже размера минимальной заработной платы, что грубо нарушает действующее законодательство по оплате труда. В 2012 году разница достигнет 300 грн. К чему это приведет?

Например, с 1 января учитель I категории, врач, научный сотрудник (11-й тарифный разряд), должен иметь оклад: 1073 грн. (мин. зарплата) х 1,97 (тарифный коэффициент) = 2114 грн. Однако в действительности его оклад будет меньше: 773 грн. (заложено правительством в бюджете) х 1,97 = 1523 грн! Как видим, только по окладу недобор составит около 600 грн. Следовательно, все работники бюджетной сферы — учителя, врачи, работники социальной сферы и другие, — ежемесячно недополучат (в зависимости от тарифного разряда) по меньшей мере от 300 до 2500 грн.

После принятия госбюджета на 2012 год уже можно утверждать, что вместо анонсированных правительством повышений заработных плат на 20-25 % (500-800 грн.), реальный рост зарплат в среднем за год у бюджетников составит приблизительно 180-230 грн.

Таким образом, улучшение реальной жизни украинцев в 2012 году, которое было заявлено Николаем Азаровым на своей итоговой пресс-конференции, вновь не состоится.

К сожалению, власть в очередной раз не подкрепляет обещания «покращення життя» ни соответствующим бюджетным финансированиям, ни никакими другими реальными делами. Такая тактика понятна для предвыборной деятельности оппозиционных сил. Но когда популизмом и демагогией начинает заниматься действующая власть, то это действительно пугает.

www.sobytiya.com.ua

8 коментарів:

Анонім сказав...

Вы знаете, за всю свою жизнь меня никогда так "не трясло" от вида чиновников, как от Тигипко и Азарова. Господи, когда эти рожи не будут на экранах телевизора....

Олег Грива сказав...

ГАРАНТ не оправдал ожиданий народа, попросту - не справился со своими обязанностями. Реформы только на словах, но не на деле. Под угрозой Конституция - власть становится диктаторской.Власть не может, а народ не хочет. Знакомая ситуация. Весна не за горами и народ выйдет на улицы. Заборы их не спасут.

VLAD сказав...

Выйдет ли...

Альбина сказав...

Все реформы кончаются так - Сталин, Берия, Гулак. Зажрались, заворовались........ А посидеть?

Юрий сказав...

чтоб они обкакались все

Влад ??? сказав...

Все наши болячки - этим отморозкам !

Виктор сказав...

Весьма сомнительно, может ли изменение действующего Закона, каков бы он ни был, принести столь очевидную пользу, чтоб перевесить то зло, которое возникает, если его потревожить, ведь государство можно в некоторых отношениях уподобить строению, сложенному из отдельных, связанных между собой частей, в следствии чего нельзя немного поколебать даже одну из них без того, чтобы это не отразилось на целом.
Мишель де Монтень.

старый сказав...

Хочу дополнить Олега Гриву.Херант,не то что бы не оправдал надежды,он вообще похерил все то нормальное что еще оставалось.Как можно назвать реформами то что у людей отбирают,а в свой карман впихивают,именно впихивают, ибо уже не влазеет,а они всеровно гребут.(Конституция под угрозой?)Да нету у НАС уже КОНСТИТУЦИИ!!!У херанта своя "конституция"и она должна РАБОТАТЬ на семью херанта.КС уже это подтвердил.А дальше-больше,будет констуционная асамблея,новая "конституция от яйнуковича"и заживем МЫ хорошо,как послушные батраки.Все информационное пространство в руках его клана,полнейшая информация о НАШЕЙ "хорошей"жизни и что закономерно,наш народишек,склоняется перед всей этой нечестю,боится даже шепотом что-то сказать,ибо видит угрозу,а воспротивиться этому-еще страшней.Только когда осилят в себе страх,когда перестанут боятся,когда почувствуют,что ОНИ ХОЗЯЕВА СВОЕЙ ДЕРЖАВЫ,только тогда есть надежда,что вся эта нечесть, что сейчас грабит,ответит перед этим НАРОДОМ. Дай БОГ что бы Весной проснулись и поднялись из-за своих уголочков.Может быть боязнь потерять то что еще осталось толкнет этот народишек сказать громко о том что это ихнее???

Дописати коментар