Отмена статуса загрязненных территорий влечет автоматическую отмену огромного количества льгот для населения, проживающего в третьей и четвертой зонах. Это выход на пенсию на 5 лет раньше, чем остальные граждане, это бесплатное питание в детсадах и школах, это льготы при поступлении в вузы, надбавки к пенсиям и зарплатам, хлебные и прочие государственные выплаты.
О проблемах, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, власть вспоминает крайне редко. Чаще всего - в канун очередной годовщины чернобыльской трагедии. А тут, как раз в «межсезонье», одновременно заговорили о самоселах в 30-километровой зоне и о… паспортизации «облученных» более 26 лет назад землях. Цензор.НЕТ разбирался, с чем связана такая активность.
Вначале ведущие украинские телеканалы «обкатали» в своих новостях тему о чернобыльских «сталкерах» и самоселах, которые еще пару десятилетий назад вернулись в родные стены, и живут себе, горя не зная, на якобы зараженных территориях: возделывают почву, питаются выращенным в зоне урожаем и жалуются разве что на отсутствие инфраструктуры да на свой полулегальный статус. Официально прижившихся самоселов в 30-километровой зоне местная охрана насчитала около двух сотен. Ну а тех, кто в зоне отчуждения пытается спрятаться от суровой украинской действительности (бомжи, потерявшие квартиры, прячущиеся от кредиторов заемщики и другой асоциальный элемент), в принципе никто не считает, но и не отрицает их наличия.
Затем в Кабмин поступило письмо от почти трех десятков бывших жителей закрытой теперь зоны с просьбой разрешить им вернуться в свои брошенные дома. Тут-то и всплыла на поверхность тема возможности проживания в зоне отчуждения и последствия нынешнего пребывания на зараженных территориях людей. Заговорили на некогда засекреченные темы и ученые. Так со столичными СМИ своими откровениями поделился доктор биологических наук, член Национальной комиссии по радиационной защите населения Олег Бондаренко, который всерьез считает, что Чернобыль, к примеру, по радиологическим показателям уже вполне пригоден для проживания населения, хотя украинское законодательство и запрещает эту зону обживать.
- Лимит дозы для населения ограничивается 1 миллизивертом в год, а для персонала категории А - это 20 мЗв в год, - объясняет ученый. - Согласно результатам индивидуального дозиметрического контроля персонала зоны отчуждения, за исключением ЧАЭС, начиная с 2000 года и до сегодня, ежегодная доза, которую «хватает» персонал, составляет от 1 до 1,2 миллизиверта. Если учесть, что эта доза включает в себя облучение от природных источников, то внешнее облучение составляет приблизительно 1 миллизиверт. То есть, разница в 0,1 мЗв в год - это на порядок меньше, чем лимит дозы для населения. Поэтому есть все основания утверждать, что с точки зрения проживания в городе Чернобыль по радиологическим показателям фактически преград нет. Но законодательство запрещает проживание населения в зоне отчуждения. Хотя там до сих пор проживают «самопоселенцы», которые не имеют никакого статуса. Это безобразие с точки зрения и общества, и государства.
Подтверждает утверждение коллеги и исполняющий обязанности директора Института радиационной гигиены и эпидемиологии ННЦРМ, доктор биологических наук Вадим Чумак .
- 30-километровая зона - пестрая, и уровень облучения в ее пределах очень отличается, - заявляет Вадим Чумак. - Даже в апреле-мае 1986 года, когда произошла авария, сам Чернобыль был не самым пострадавшим и не наиболее загрязненным в этой зоне. Умеренное загрязнение позволило уже летом 86-го размещать там персонал. Чернобыль ни дня не был безлюдным. Поэтому с точки зрения радиационной безопасности особых проблем с возвращением населения в город Чернобыль и в некоторые другие населенные пункты на юге от Чернобыля я не вижу.
И если, допустим, правительство примет решение о возвращении людей в Чернобыль, то нужно будет просто подумать о возобновлении разрушенной инфраструктуры. Не видит медицинских противопоказаний для возвращения в Чернобыль и доктор медицинских наук, первый заместитель генерального директора государственного учреждения «Национальный научный центр радиационной медицины» НАМНУ Виктор Сушко. Хотя и считает, что прежде нужно южную часть города немного почистить, хотя бы до уровня 2 и 3 зон.
Естественно, о возврате населения в «мертвую» зону пока речь не идет. А вот о развитии хозяйственной деятельности в 30-километровой зоне крепко подумывает нынешний Кабмин. Его «Концепция реализации государственной политики в сфере развития деятельности в отдельных зонах радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы» изложена в специальном распоряжении под № 535-Р, изданном 18 июля текущего года.
- На территориях чернобыльской зоны уже можно размещать не только промышленное производство, но и разводить скот, - считает Вадим Чумак и апеллирует к опыту соседей. - Могу ссылаться на белорусский опыт и идеи их ученых, которые на своих грязных территориях уже практически занимаются скотоводством: выращивают быков. Но на последние три месяца откорма белорусы переводят стада на чистые корма или вообще вывозят из некогда пораженной радиацией зоны. Дело в том, что цезий - основной радионуклид, выводится из организма не только животного, но и человека за три-четыре месяца, что позволяет получать вполне чистое мясо…
Кроме «чистого мяса», по мнению биологов, в «мертвой» зоне еще можно выращивать особо ценный мех - норку, например. Согласно опытам ученых, именно мех у этих зверьков, взращенных в чернобыльских условиях, остается чистым. Прижился бы в радиационных условиях и лен, как техническая культура. Ну, металлолом же отдельные хозяйственные структуры вывозят из зоны? Вывозят, под «бдительным» контролем соответствующих «органов». То есть, есть все основания полагать, что в обозримом будущем здесь, в закрытой «мертвой» зоне вполне может быть развита кипучая предпринимательская деятельность. Единственное непонятно: зачем это Украине? У нас что - не хватает чистых зон для инвестиций, в том числе и государственных? У нас в Карпатах население сидит без работы, на Востоке масса депрессивных районов. Зачем государству эта возня с чернобыльскими землями?..
Ответ на этот вопрос, вероятнее всего, нужно искать за пределами «мертвой» зоны. Оказывается, что из 2163 населенных пунктов, которые находятся во второй, третьей и четвертой зонах загрязнения в результате аварии на ЧАЭС, по данным Национальной комиссии по радиационной защите населения, только в 31-м превышена паспортная доза. Распоряжение о новой паспортизации Президент Янукович издал еще в канун 25-той годовщины трагедии на ЧАЭС. Паспортизацию провели и по заключению ученых пришли к выводу, что «…границы второй, третьей и четвертой зоны должны быть переоценены и, возможно, изменены».
- Нынешнее законодательство сдерживает хозяйственное и инвестиционное развитие этих территорий, - объясняет доктор биологических наук Олег Бондаренко . - На этих территориях, при сохранении нормативов радиационной безопасности и медицинского контроля, должны быть сняты ограничения на инвестпроекты, чтобы эти зоны перестали быть реципиентами, а становились самодостаточными с экономической точки зрения…
Напомним, что согласно Закону Украины «О правовом режиме территорий, которые подверглись радиационному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», принятому в 1991 году, зоны радиоактивного загрязнения разделены на четыре типа. 1-я зона отчуждения - это территория, откуда проведена эвакуация населения в 1986 году; 2-я зона безусловного (обязательного) отселения - это территория, которая испытала интенсивное загрязнение долгоживущими радионуклидами. 3-я зона - зона гарантированного добровольного отселения - это территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия, стронция или плутония, где расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 0,1 бэр за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период. 4-я зона усиленного радиоэкологического контроля - это территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия, стронция или плутония, при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека превышает 0,05 бэр за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Не исключено, что вопрос статуса пострадавших от Чернобыльской катастрофы территорий будет и в списке требований МВФ при выдаче очередного валютного транша Украине. Международные эксперты давно уже намекают Украине о том, что статус «загрязненных зон» третьей и четвертой зоны могут быть кардинально пересмотрены и отменены. И кивают в сторону Беларуси, которая еще в 2006 году сократила количество получателей чернобыльских льгот на треть.
Безусловно, поднимать вопрос об отмене статуса загрязненных территорий накануне выборов власть не решится. Ведь это влечет автоматическую отмену огромного количества льгот для населения, проживающего в третьей и четвертой зонах. Среди них - это выход на пенсию на 5 лет раньше, чем остальные граждане, это бесплатное питание в детсадах и школах, это льготы при поступлении в вузы, надбавки к пенсиям и зарплатам, хлебные и прочие государственные выплаты. Вероятнее всего, это уже задача для нового парламента, состав которого мы будем «формировать» на предстоящих в октябре выборах. Да, чернобыльские дотации требуют «реструктуризации». Но не нужно в таком случае вешать лапшу народу о глобальных планах реабилитации загрязненных территорий и об инвестиционной привлекательности «мертвых» зон. Эти разговоры - всего лишь попытка приучить население к мысли, что самое страшное, связанное с аварией на ЧАЭС, для Украины осталось в прошлом…
Виктория Владина, для Цензор.НЕТ
О проблемах, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, власть вспоминает крайне редко. Чаще всего - в канун очередной годовщины чернобыльской трагедии. А тут, как раз в «межсезонье», одновременно заговорили о самоселах в 30-километровой зоне и о… паспортизации «облученных» более 26 лет назад землях. Цензор.НЕТ разбирался, с чем связана такая активность.
Вначале ведущие украинские телеканалы «обкатали» в своих новостях тему о чернобыльских «сталкерах» и самоселах, которые еще пару десятилетий назад вернулись в родные стены, и живут себе, горя не зная, на якобы зараженных территориях: возделывают почву, питаются выращенным в зоне урожаем и жалуются разве что на отсутствие инфраструктуры да на свой полулегальный статус. Официально прижившихся самоселов в 30-километровой зоне местная охрана насчитала около двух сотен. Ну а тех, кто в зоне отчуждения пытается спрятаться от суровой украинской действительности (бомжи, потерявшие квартиры, прячущиеся от кредиторов заемщики и другой асоциальный элемент), в принципе никто не считает, но и не отрицает их наличия.
Затем в Кабмин поступило письмо от почти трех десятков бывших жителей закрытой теперь зоны с просьбой разрешить им вернуться в свои брошенные дома. Тут-то и всплыла на поверхность тема возможности проживания в зоне отчуждения и последствия нынешнего пребывания на зараженных территориях людей. Заговорили на некогда засекреченные темы и ученые. Так со столичными СМИ своими откровениями поделился доктор биологических наук, член Национальной комиссии по радиационной защите населения Олег Бондаренко, который всерьез считает, что Чернобыль, к примеру, по радиологическим показателям уже вполне пригоден для проживания населения, хотя украинское законодательство и запрещает эту зону обживать.
- Лимит дозы для населения ограничивается 1 миллизивертом в год, а для персонала категории А - это 20 мЗв в год, - объясняет ученый. - Согласно результатам индивидуального дозиметрического контроля персонала зоны отчуждения, за исключением ЧАЭС, начиная с 2000 года и до сегодня, ежегодная доза, которую «хватает» персонал, составляет от 1 до 1,2 миллизиверта. Если учесть, что эта доза включает в себя облучение от природных источников, то внешнее облучение составляет приблизительно 1 миллизиверт. То есть, разница в 0,1 мЗв в год - это на порядок меньше, чем лимит дозы для населения. Поэтому есть все основания утверждать, что с точки зрения проживания в городе Чернобыль по радиологическим показателям фактически преград нет. Но законодательство запрещает проживание населения в зоне отчуждения. Хотя там до сих пор проживают «самопоселенцы», которые не имеют никакого статуса. Это безобразие с точки зрения и общества, и государства.
Подтверждает утверждение коллеги и исполняющий обязанности директора Института радиационной гигиены и эпидемиологии ННЦРМ, доктор биологических наук Вадим Чумак .
- 30-километровая зона - пестрая, и уровень облучения в ее пределах очень отличается, - заявляет Вадим Чумак. - Даже в апреле-мае 1986 года, когда произошла авария, сам Чернобыль был не самым пострадавшим и не наиболее загрязненным в этой зоне. Умеренное загрязнение позволило уже летом 86-го размещать там персонал. Чернобыль ни дня не был безлюдным. Поэтому с точки зрения радиационной безопасности особых проблем с возвращением населения в город Чернобыль и в некоторые другие населенные пункты на юге от Чернобыля я не вижу.
И если, допустим, правительство примет решение о возвращении людей в Чернобыль, то нужно будет просто подумать о возобновлении разрушенной инфраструктуры. Не видит медицинских противопоказаний для возвращения в Чернобыль и доктор медицинских наук, первый заместитель генерального директора государственного учреждения «Национальный научный центр радиационной медицины» НАМНУ Виктор Сушко. Хотя и считает, что прежде нужно южную часть города немного почистить, хотя бы до уровня 2 и 3 зон.
Естественно, о возврате населения в «мертвую» зону пока речь не идет. А вот о развитии хозяйственной деятельности в 30-километровой зоне крепко подумывает нынешний Кабмин. Его «Концепция реализации государственной политики в сфере развития деятельности в отдельных зонах радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы» изложена в специальном распоряжении под № 535-Р, изданном 18 июля текущего года.
- На территориях чернобыльской зоны уже можно размещать не только промышленное производство, но и разводить скот, - считает Вадим Чумак и апеллирует к опыту соседей. - Могу ссылаться на белорусский опыт и идеи их ученых, которые на своих грязных территориях уже практически занимаются скотоводством: выращивают быков. Но на последние три месяца откорма белорусы переводят стада на чистые корма или вообще вывозят из некогда пораженной радиацией зоны. Дело в том, что цезий - основной радионуклид, выводится из организма не только животного, но и человека за три-четыре месяца, что позволяет получать вполне чистое мясо…
Кроме «чистого мяса», по мнению биологов, в «мертвой» зоне еще можно выращивать особо ценный мех - норку, например. Согласно опытам ученых, именно мех у этих зверьков, взращенных в чернобыльских условиях, остается чистым. Прижился бы в радиационных условиях и лен, как техническая культура. Ну, металлолом же отдельные хозяйственные структуры вывозят из зоны? Вывозят, под «бдительным» контролем соответствующих «органов». То есть, есть все основания полагать, что в обозримом будущем здесь, в закрытой «мертвой» зоне вполне может быть развита кипучая предпринимательская деятельность. Единственное непонятно: зачем это Украине? У нас что - не хватает чистых зон для инвестиций, в том числе и государственных? У нас в Карпатах население сидит без работы, на Востоке масса депрессивных районов. Зачем государству эта возня с чернобыльскими землями?..
Ответ на этот вопрос, вероятнее всего, нужно искать за пределами «мертвой» зоны. Оказывается, что из 2163 населенных пунктов, которые находятся во второй, третьей и четвертой зонах загрязнения в результате аварии на ЧАЭС, по данным Национальной комиссии по радиационной защите населения, только в 31-м превышена паспортная доза. Распоряжение о новой паспортизации Президент Янукович издал еще в канун 25-той годовщины трагедии на ЧАЭС. Паспортизацию провели и по заключению ученых пришли к выводу, что «…границы второй, третьей и четвертой зоны должны быть переоценены и, возможно, изменены».
- Нынешнее законодательство сдерживает хозяйственное и инвестиционное развитие этих территорий, - объясняет доктор биологических наук Олег Бондаренко . - На этих территориях, при сохранении нормативов радиационной безопасности и медицинского контроля, должны быть сняты ограничения на инвестпроекты, чтобы эти зоны перестали быть реципиентами, а становились самодостаточными с экономической точки зрения…
Напомним, что согласно Закону Украины «О правовом режиме территорий, которые подверглись радиационному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы», принятому в 1991 году, зоны радиоактивного загрязнения разделены на четыре типа. 1-я зона отчуждения - это территория, откуда проведена эвакуация населения в 1986 году; 2-я зона безусловного (обязательного) отселения - это территория, которая испытала интенсивное загрязнение долгоживущими радионуклидами. 3-я зона - зона гарантированного добровольного отселения - это территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия, стронция или плутония, где расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 0,1 бэр за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период. 4-я зона усиленного радиоэкологического контроля - это территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия, стронция или плутония, при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека превышает 0,05 бэр за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Не исключено, что вопрос статуса пострадавших от Чернобыльской катастрофы территорий будет и в списке требований МВФ при выдаче очередного валютного транша Украине. Международные эксперты давно уже намекают Украине о том, что статус «загрязненных зон» третьей и четвертой зоны могут быть кардинально пересмотрены и отменены. И кивают в сторону Беларуси, которая еще в 2006 году сократила количество получателей чернобыльских льгот на треть.
Безусловно, поднимать вопрос об отмене статуса загрязненных территорий накануне выборов власть не решится. Ведь это влечет автоматическую отмену огромного количества льгот для населения, проживающего в третьей и четвертой зонах. Среди них - это выход на пенсию на 5 лет раньше, чем остальные граждане, это бесплатное питание в детсадах и школах, это льготы при поступлении в вузы, надбавки к пенсиям и зарплатам, хлебные и прочие государственные выплаты. Вероятнее всего, это уже задача для нового парламента, состав которого мы будем «формировать» на предстоящих в октябре выборах. Да, чернобыльские дотации требуют «реструктуризации». Но не нужно в таком случае вешать лапшу народу о глобальных планах реабилитации загрязненных территорий и об инвестиционной привлекательности «мертвых» зон. Эти разговоры - всего лишь попытка приучить население к мысли, что самое страшное, связанное с аварией на ЧАЭС, для Украины осталось в прошлом…
Виктория Владина, для Цензор.НЕТ
Немає коментарів:
Дописати коментар