26 августа 2012 года Центральная избирательная комиссия (ЦИК) путем проведения жеребьевки сформировала окружные избирательные комиссии (ОИК). Результат состоявшейся жеребьевки и персональный состав ОИК наводят на определенные размышления. Но, прежде чем перейти к анализу, посмотрим, как развивалась ситуация вокруг парламентских выборов в течение нескольких предшествующих месяцев.
Задолго до начала предвыборной гонки стали происходить события, за которыми явно просматривался админресурс власти. К решению проблемных вопросов в пользу партии власти были подключены самые высшие органы, вплоть до Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и Конституционного суда. Масштабные «боевые» действия разворачивались по нескольким направлениям.
Так, ЦИК в результате различных бюрократических и законодательных ухищрений «пересчитал» количество участков и округов, «разобрался» с зарубежными участками, в результате чего партия власти получила большее количество «административных единиц» на территориях, которые она контролирует. Затем ЦИК осуществил территориальную «нарезку» округов, причем некоторые округа, например, в Донецкой области причудливым образом включили в себя административные единицы, которые ранее никогда не «увязывались» в рамках одного округа, а сами округа удивительно точно совпали с теми границами, в которых задолго до решения ЦИК уже позиционировались будущие «мажоритарщики» от партии власти. Надо полагать, что некоторые округа в Донецкой области формировались, так сказать, по остаточному признаку. Вначале распределили то, что нужно определенным лицам, а остальные округа «слепили из того, что было».
Например, округ 52 включает в себя Дзержинск и Калининский район г. Горловки. При этом нарушены все принципы и правила логистики, совершенно не учтено, что с Дзержинском соседствует Никитовский район г. Горловки, а чтобы добраться из Дзержинска в Калининский район, нужно проехать через две административные единицы – Никитовский и Центрально-Городской районы.
Или посмотрим на округ № 53 – в нем Енакиево соединено с Торезом, хотя между ними, вновь таки, лежат два населенных пункта, выделенных в другой округ.
Таким же образом сведены в один округ совсем не соседние Артемовск и Красный Лиман. Эти примеры можно сравнить с принадлежащей Америке Аляской, между которыми располагается Канада, либо с Калининградской областью, которую от остальной части России отделяют страны Прибалтики.
Апофеозом «нововведений» стала новая редакция закона о выборах народных депутатов. Здесь масса новаций, призванных максимально затруднить ведение предвыборной кампании оппозиционными партиями. О многих из них уже писали, в том числе и «ОстроВ», поэтому остановимся лишь на одном примере, оставшемся без внимания.
Если ранее списки кандидатур на включение в состав участковых комиссий могли подписывать и самостоятельно сдавать в ОИК уполномоченные лица партий на основании имеющихся у них удостоверений, то ныне действующий закон устанавливает, что списки кандидатур в состав участковых избирательных комиссий по всем избирательным участкам обязан подписать лично глава партии, а для их сдачи в окружные комиссии необходимо выдать соответствующую доверенность. Теперь представьте – только в Донецкой области почти 2,5 тысячи участков, а в целом по всей Украине их насчитывается порядка 33 тысяч, и по каждому руководитель партии должен подписать соответствующий список. Плюс к тому глава партии должен выдать 225 доверенностей. Положение, явно рассчитано на то, что какая-то из менее сильных партий не сумеет организовать процесс и создаст нишу для заполнения ее «правильными» представителями.
Более того, «мажоритарщики» Донецкой области от оппозиции приводили такие примеры. Для формирования участковых комиссий они решили по простоте душевной обратиться за информацией к местным головам (поселковым, сельским). А те также по простоте душевной посоветовали не тратить понапрасну время, поскольку состав всех участковых комиссий уже сформирован, и они уже знают, кто будет главой комиссии, кто секретарем и все такое. Заметьте, разговор происходил в августе, окончательный срок подачи документов на формирование участковых комиссий по закону – 18 сентября 2012 года, а само формирование участковых комиссий должно быть окончено 26 сентября 2012 года!
Изощренный законодательный цинизм, больше похожий на сговор власти с ЦИК и судебной системой, особенно проявился на этапе формирования окружных комиссий. Эксперт по избирательному праву Александр Барабаш охарактеризовал этот процесс как соблюденный по форме, но являющийся издевательством по сути. Действительно, изменения в законодательство о выборах пролоббированные партией власти настолько извратили саму суть честных выборов, что не нужно особо изощряться в поиске способов их фальсификации.
В предыдущей публикации под рубрикой «Будни избирательного штаба» «ОстроВ» отмечал, что более 60 партий выдвинули от 1 до 20 кандидатов, но не регистрировали партийный список, а всего стали участниками избирательного процесса 87 партий, из которых большинство именно «одномандатных».
По закону 5 партий, имеющих действующие парламентские фракции, априори получают право иметь своих представителей в окружных комиссиях, а остальные могут делегировать своих людей только через жеребьевку, которую ЦИК решил проводить по методу «слепого жребия», а именно – жеребьевка проводится не отдельно по каждому округу, а сразу по всем округам, а потому партия, название которой присутствует в конверте, вынутом из барабана, получает право иметь своих представителей во всех 225 окружных комиссиях.
Видимо, предчувствуя результаты жеребьевки, партия УДАР Виталия Кличко оспорила в судебном порядке такой порядок проведения жеребьевки, но суд стал на сторону ЦИК. Решение, надо сказать, сомнительное с точки зрения верховенства права. В нашем законодательстве предусмотрена норма, что дела должны решаться не только на основе формальных положений нормативных актов, но и на основе принципов справедливости, добросовестности и разумности. Давайте рассмотрим ситуацию на основе этих принципов.
Итак, одна партия выдвинула только одного (даже если 10 или 20, это не меняет сути дела) кандидата-мажоритарщика по одному из 225 округов, и не регистрировала партийный список. Другая партия выдвинула «мажоров» по всем 225 округам и вдобавок зарегистрировала список из 225 кандидатов. Исходя из указанных выше принципов, разумно и справедливо было бы провести жеребьевку по каждому округу отдельно и допускать к жеребьевке по всем округам только те партии, которые регистрировали список, а тех, кто зарегистрировал «мажоров» только по отдельным округам, допускать к жеребьевке именно по этим округам.
Зачем партии, выдвинувшей кандидата только в одном округе, иметь своих представителей во всех округах? Разве не понятно, что это будут за представители? Помнится, на последних президентских выборах был такой себе кандидат в президенты, который попросту продал все свои места в комиссиях, компенсировав расходы на кампанию и даже получив определенную прибыль, а затем вдобавок в благодарность за помощь получил еще и должность.
Так вот, 24 августа ЦИК провел жеребьевку для формирования состава окружных избирательных комиссий. Из 81 партии, подавшей списки на включение кандидатов в ОИК, только 18 получили право иметь «своих» членов окружных комиссий. Среди них «Молодежь к власти», «Украина - Русь единая», «Народно-трудовой союз Украины», «Русское единство», «Союз анархистов Украины» и тому подобное. Вам что-то говорят приведенные названия? Представители от «УДАРа», подавшего кандидатуры своих представителей по всем 225 округам, не получили ни одного места в ОИК...
Практически сразу же после жеребьевки ЦИК принял два постановления о замене членов окружных комиссий по представлению партий, получивших своих представителей. Как вы думаете, к чему бы это? Дело в том, что многие члены окружных комиссий от «одномадатных» партий были просто «левыми» либо «мертвыми душами», призванными «застолбить» место в комиссии. К примеру, по закону первое заседание окружной комиссии должен созвать и вести ее председатель, поскольку именно на первом заседании принимается и подписывается присяга членов комиссии. Так вот, в Донецкой области на трети округов председателей комиссии найти не смогли, на большинстве отсутствовали заместители председателя или секретари, а в целом из 18 членов комиссии на первое заседание удалось собрать максимум 10 – 12 человек!
Анализ персонального состава окружных комиссий Донецкой области и проведенных в них замен, а также сопоставление состава комиссий с данными предыдущих выборов принес ожидаемые, но, в то же время, интересные результаты. Дело в том, что на предыдущих президентских выборах во втором туре была применена одна особенность – состав окружных комиссий, проводивших первый тур, был распущен, и на второй тур были сформированы комиссии, состоявшие исключительно из представителей двух кандидатов – Януковича и Тимошенко. Думается, не нужно доказывать, что тогда в комиссии, особенно на второй тур, отбирались только проверенные и преданные люди. Так вот, те, кто представлял Януковича в окружных комиссиях на втором туре на выборах 2010 года, оказались «выдвинутыми» от фракций Народной Партии (партия В.Литвина), Компартии, а также от «однокандидатных» партий. Приведем лишь некоторые названия таких партий: «Русь единая», «Русское Единство», «Русский Блок», «Братство», «Народно-трудовой союз Украины», «Зеленая планета», Либеральная партия. Если к этому списку добавить Партию регионов и партию Натальи Королевской, то нетрудно посчитать, что партия власти «контролирует» более половины состава окружных комиссий.
В центре Донецка напротив драмтеатра установлен монумент, который некоторые называют «рукой загребущей», а некоторые считают, что этот монумент увековечил память о шулерах-каталах, поскольку он представляет из себя поднятую вверх руку, в которой между большим и указательным пальцами зажат шарик (помните знаменитые три стаканчика и шарик, и нужно было угадать, под каким стаканчиком шарик находится? А он оказывался всегда в руке «каталы», потому игравший был всегда в проигрыше).
Пожалуй, жеребьевка ЦИК продемонстрировала всем формулу теории вероятности по-донецки: все имеют равные шансы, но у донецких всегда 50 % плюс одна акция.
Создается впечатление, что власть, уверяющая всех в своей любви к народу, этот самый народ хочет вновь «поиметь». Чтоб не обвинили в голословности, можете ознакомиться сами с установкой Партии регионов своим штабистам - «Не бойтесь обещать». Но, как утверждает Жванецкий М.М.:
«Нельзя сегодня говорить о сексе, а завтра о любви одному и тому же человеку.
Нельзя сегодня говорить: «Не защищайте демократию. Сидите дома», а завтра разоблачать коррупцию.
Человек в прямой связи с добром и злом.
И хоть это все перетекает друг в друга, но мы все чувствуем в какой момент, что из них берет верх.
И тогда из каждой семьи уходят лучшие. Как бы это ни называлось: борьба за свободу, за справедливость, за территорию...
Это борьба между теми, кто говорит: «жить должны все», и теми, кто говорит: «жить должны не все» (конец цитаты – автор).
Многие сходятся во мнении, что именно Донецкая область станет центром фальсификаций в Украине на грядущих выборах. Но не Донецком единым живет власть. К примеру, решили установить на избирательных участках видеокамеры, чтоб показать открытость власти и чистоту помыслов. Разные мнения высказываются на этот счет. Позвольте высказать еще одно.
Исходя из опыта проведения предыдущих выборов, можно с уверенностью сказать, что видеокамеры будут использованы как раз для борьбы с теми, кто будет пытаться бороться с фальсификациями (да простят автора читатели за тавтологию).
Попробуем доказать справедливость этого утверждения на примере того, как ранее действовала команда «регионалов», когда их хватали за руку, свидетелем чему неоднократно бывал автор этих строк. «Регионалы» всегда переходили в атаку и начинали утверждать, что схватившие «фальсификатора» за руку препятствуют проведению выборов и реализации полномочий членам комиссий, что борцы с фальсификациями хотят сорвать выборы и тому подобное. Ни больше, ни меньше. А теперь попробуйте представить ситуацию. Картинка с видеокамеры наблюдения идет без звука. И вот перед вашими глазами проходит такая сценка. Кто-то из находящихся в помещении избирательного участка подбегает к члену комиссии, хватает его за руку, вырывает какие-то бумаги, что-то кричит. Его начинают отталкивать, пытаются забрать документы. Всеобщая потасовка. Попробуйте доказать на примере этого сюжета, что описанные действия не являются вмешательством в работу комиссии, и направлены на фиксацию наличия сфальсифицированных бюллетеней либо других действий по фальсификации выборов. А доказывать придется в нашем, самом справедливом и бескорыстном суде…
Если говорить об открытости, то почему бы вместо того, чтобы перенимать опыт «российских» видеокамер, потребовавший миллиардных вложений бюджетных средств, взять за основу европейский опыт, не требующий никаких дополнительных финансовых затрат? К примеру, во многих странах любой избиратель имеет право зайти на избирательный участок во время открытия урн и пересчета бюллетеней. Устройте открытый пересчет голосов, если хотите открытости! Кстати, в некоторых странах (например, в Англии) на участках только голосуют. После окончания голосования урны доставляются в центры подсчета голосов и там уже другие люди вскрывают урны и определяют результат голосования. И делается это открыто для избирателей. Хотите чистых и честных выборов, сделайте действительно открытыми участки и комиссии. Кого боимся? Самих себя, избирателей? Значит, есть причина бояться, закрываться и скрываться.
Порой в избирательном штабе можно услышать мнение о том, что неважно, кто победит, лишь бы выборы были честными. Честные выборы, конечно, важны, но для страны в целом не менее важно, кто именно выиграет выборы, кто пройдет в законодательный орган. С другой стороны, если не веришь в свою победу или не рассчитываешь на победу, то зачем ввязываться? Надо отдать должное «регионалам», они это понимают четко. Не менее отчетливо они также понимают, что их победа в нынешней ситуации не может быть честной, чистой, без приписок, вбросов и прочих ухищрений. Не зря ведь заключительный этап избирательной кампании в партии власти планируется провести под девизом «Результаты достойны доверия». Знает кошка, чье мясо съела.
Виктор Катин специально для «ОстроВа»
Немає коментарів:
Дописати коментар