-->

12.11.12

Закон о референдуме: как рядовому украинцу поменять Конституцию

Три миллиона подписей – цена изменений в Основной Закон.

Закон № 6278 «О проведении всеукраинского референдума», принятый парламентом 6 ноября, вызвал волну обсуждений среди экспертов и юристов. Многие уже называют документ антиконституционным и усматривают в нем попытку властей защищать собственные интересы путем управляемого народного голосования. Что можно, а что запрещено выносить на референдум, выяснял «АиФ».

Закон № 6278 выносился на рассмотрение парламента еще летом 2010-го. Однако тогда депутаты отправили его на повторное второе чтение. Таким образом, процесс утверждения парламентариями текста (объемом – больше ста страниц) затянулся больше, чем на два года.

По словам экспертов, подобный документ, определяющий механизмы прямой демократии, безусловно, нужен Украине. Вопрос только в том, кем, как и в каких целях он будет использован. Согласно закону № 6278, простые граждане могут инициировать референдум по любым вопросам. Но с существенной оговоркой – за исключением тех, которые по Конституции и законам на референдуме не решаются. Среди них – налоги, бюджет и амнистия. Граждане также не могут быть инициаторами голосования по изменению территории Украины. Но зато могут высказать свое мнение по этому вопросу (проголосовать «за» или «против»), если Верховная Рада и президент ратифицируют межправительственное соглашение об изменении границ. Также на референдуме по народной инициативе могут вноситься изменения в Конституцию и законодательство.

ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМА

Согласно закону № 6278
Конституционный - принятие новой Конституции (новой редакции), внесение изменений в нее; отмена, признание недействительным закона про внесение изменений в Конституцию.
Ратификационный – о смене территории Украины (инициируется парламентом).
Законодательный – касается законов: принятия, отмены, признания недействительным.
Общий – любые вопросы, за исключением тех, решение которых при помощи референдума не разрешается Конституцией и законами Украины.

КАК ЗАПУСТИТЬ РЕФЕРЕНДУМ

Создать инициативную группу (инициатором референдума может быть как отдельный гражданин, так и общественная организация или политическая партия).

Провести сборы с уведомлением ЦИК о дате, месте и времени их проведения (уведомление подается в письменном виде, не менее чем за 15 дней до даты проведения). В сборах должны участвовать не меньше двух тысяч человек, которые имеют право голоса (не младше 18 лет). Проводить встречу в органах власти, местного самоуправления и коммунальных предприятиях, учреждениях запрещено. Все участники сборов должны пройти регистрацию (с паспортными, контактными данными и подписями).

Если большинство собравшихся проголосовали за проведение референдума – создается группа (минимум 500 человек), которая займется сбором подписей за всеукраинское голосование в регионах.

Не позднее, чем через семь дней после сборов, в ЦИК подается пакет документов (протокол собрания, список участников, список инициативной группы).

Создается Фонд всеукраинского референдума для сбора подписей (со всей отчетностью и документацией). Органам власти, местного самоуправления, коммунальным службам финансировать процесс сбора запрещено.

Рассмотрение запроса в ЦИК займет не больше 30 дней. Оценку документам также дает Минюст. На основании результатов рассмотрения инициативы граждан ЦИК принимает решение.

В случае положительного ответа ЦИК – начать процесс сбора подписей в регионах. Необходимо собрать не меньше трех миллионов подписей на специальных бланках со строгой отчетностью. Подписи должны быть получены, как минимум, в двух третях областей Украины и не меньше чем по 100 тыс. в каждой.

Отправить результаты сбора подписей в ЦИК, который, после рассмотрения и положительного решения, отправляет материалы на рассмотрение президенту. Последний подписывает указ о проведении всеукраинского референдума.

МНЕНИЕ

Виктор МУСИЯКА, один из авторов текста Конституции Украины, считает, что закон № 6278, содержит немало откровенных изъянов. Главная интрига теперь в том, утвердит ли закон президент.

«Принятый закон не соответствует регламенту, - говорит Мусияка. - Его текста даже не было в Верховной Раде при голосовании. Раз документ был направлен на повторное второе чтение, значит, нужно было голосовать по каждой поправке. А депутаты взяли за основу и в целом проголосовали. В самом документе есть ряд антиконституционных моментов. Например, ограничения на предмет голосования на референдуме установлены Конституцией и законами. Но законами нельзя устанавливать такие ограничения. Принятый закон также разрешает выносить на один референдум несколько вопросов, причем по разным темам. ПАСЕ и Венецианская комиссия уже давно высказались по этому поводу – на референдумах нужно максимально ограничить перечень одновременно рассматриваемых вопросов. Также, по закону № 6278, формирование комиссий (после того, как в стране объявлено проведение всенародного голосования. – Ред.) допускается по инициативе или представлению председателей областных советов и АРК Крым. Это говорит о том, что государство берет под контроль весь процесс».

АиФ


Немає коментарів:

Дописати коментар