Акция протеста на шахте миллиардера Ахметова доказывает: Донбасс меняется. Кто подберет ключ к пролетариату Востока, тот железно победит в 2015 году
На плакате было написано: "Ахметов, мы тебя ждем". В отношении укранского первоолигарха никто давно не позволял себе такой дикой фамильярности. И от кого? От простых работяг?..
Вчерашняя новость о захваченном двенадцатью луганскими шахтерами кабинете директора шахты, принадлежащей миллиардеру-регионалу Ринату Ахметову, прошла не то чтобы незаметно, но и без должного внимания. Возможно, протесты шахтеров после мегазабастовки советских горняков 1989 года, потрясшей такого монстра как СССР, впечатляют немногих. Тем не менее, только в одном 2012 году в Украине прошла, по крайней мере, одна крупная забастовка и несколько поменьше. Скорее всего, завтра о дюжине горняков ДТЭКовской шахты "Красный партизан" политики забудут. А зря. Этот протест кардинально отличается от других.
Почему? Ответ - на поверхности. На поверхности земли. До сих пор самый распространенный способ шахтерского протеста - не выйти из забоя наверх. Вовсе не захват кабинета директора шахты - местного царя и бога в системе угольной промышленности Украины. Невыход на поверхность, усугубленный постоянным, как мир, требованием выплаты зарплаты - жест пассивный и системный. Позиция "сдохнем в забое, но угля вам не дадим" не выходит за рамки существующей на Донбассе матрицы общественных отношений. Если батрак чем-то недоволен, он спускается в подвал и оттуда умоляет барина о поблажке. Дело барина - либо смилостивиться, либо найти нового работника. Но когда батрак врывается в хозяйский кабинет и требует на порог генерал-губернатора, это уже не забастовка. Это небольшая революция в головах. Та самая, которая происходит перед тем, как беспощадной волной выплеснуться на улицы.
На фото из директорского кабинета за спиной забастовщиков красовался транспарант "Ахметов, мы тебя ждем!" Фамилия, которую на Донбассе вот уже десяток лет принято произносить и писать с почтением, только в наборе с позитивными эпитетами, была использована в обращении на ты (к тому же бумажная полоса с призывом к олигарху - важная деталь - закрыла портрет еще одного авторитета, президента Виктора Януковича). Раньше публичные требования горняков всегда адресовались руководству шахты и некой абстрактной власти. Такому небожителю, как Ахметов, да еще в такой форме - никогда. Напротив, Ринат Леонидович до сих пор был фигурой неприкосновенной - примером для подражания, меценатом, трудами своими поднимающим Донбасс с колен, хозяином фабрик-заводов-пароходов, на которых хочет работать каждый донецкий юноша, достигший совершеннолетия. И хотя Луганск (вчерашняя акция состоялась в этом регионе) всегда сдержаннее выражал подобострастие к Ахметову, огромной разницы в восприятии миллиардера все же не наблюдалось.
Растяжка с "тыкающим" обращением к Ахметову, возможно, первое проявление того, что на Донбассе было давно забыто и продано - рабочей трудовой гордости. В Киеве и Львове почему-то считается, что нынешняя власть противна и антагонистична лишь борцам за национальную идею и эстетствующим хипстерам. Тогда как по-настоящему, кровно и классово, власть, ныне нашпигованная донецкими, враждебна именно к своим землякам, к пролетариям Донбасса.
В представлении столичного сноба, Донбасс всегда был эдаким Мордором, населенным безвольными и бесправными холопами. Снобы забывают, насколько престижным регионом был Донбасс в СССР. Профессии шахтера и квалифицированного металлурга были востребованы и очень хорошо оплачиваемы. Регион, расположенный не в зоне вечной мерзлоты, а в благодатной Украине, по советским меркам процветал. Престиж труда, профессиональная гордость - для сотен тысяч людей эти слова не были пустыми звуками. Нынешние воротилы угольного бизнеса, попирающие права рабочих в погоне за лишним долларом, а также их столичные крыши - и есть исконные враги шахтеров.
Лояльность донецко-луганских пролетариев к Партии регионов в последние годы держалась на чувстве регионального родства и науськивании на оранжевую власть. Лояльность эта была корыстной, а раскрученная регионалами пропаганда была пряма, как угол дома: враги не дают работать, придем к власти мы - и все будет пучком, голосуй за нас. Сама риторика лидеров ПР времен "оранжевого бардака" была переполнена аллюзиями на работу и труд. Критические заявления в адрес Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, смысл которых сводился к тому, что ... - не мешки ворочать, практикуемые в 2005-2010 годах Януковичем и Ко, доказывают, что идея почетного труда донецко-луганскому электорату до сих пор близка. И вот, в 2010-м донецкая власть наступила, а обещанного покращення нет уже три года. Последние выборы в Раду с рекордно низкой явкой на Востоке и рост поддержки коммунистов (даже в их нынешнем, продажном виде) показали, что ситуация для регионалов на их исконной политической территории изменилась. И теперь, похоже, она получает проявление в форме акции протеста на ДТЭКовской шахте.
Что из этого следует? Для снобов: Оруэлл в романе "1984" устами главного героя этой антиутопии сказал о квазитоталитарном мире: "Вся сила в пролах" - в трудовом люде. Эта фраза как никогда актуальна сейчас для украинской политики. Ключик к стране, скорее всего, подберет не тот, кто прикольно троллит власть в соцсетях, ублажая так называемый "креативный класс". А тот, кто сможет обратиться к Востоку на понятном этому региону языке, добраться до подкорки Донбасса и показать, что шахтеры, металлурги, машиностроители - это на самом деле звучит гордо. А еще напомнить, что они не рабы, а право имеют.
Критики вчерашней акции, конечно, могут сказать, что она была организована Независимым профсоюзов горняков, председатель которого Михаил Волынец служил под началом Тимошенко депутатом-бютовцем. Что все это - политическая провокация. Однако это не имеет никакого значения: даже если акция инспирирована людьми, близкими к оппозиции, двенадцать захвативших кабинет директора горняков, рискнувших при этом обратиться к Ахметову на ты, - явление реальное. Никакой БЮТ не будет и не сможет обеспечить семьи этих горняков, если они по итогам своего протеста, вместо выполнения требований, получат волчий билет. На Донбассе что-то меняется. И скоро все смогут в этом убедиться.
Сергей Высоцкий
Немає коментарів:
Дописати коментар