-->

28.02.13

Как «кидалы» наживаются на карточках и «невидимых» собачках

О том, как как не попасть на удочку киберпреступников, «Харьков. Комментарии» поинтересовались у экспертов-правоохранителей

Как действуют интернет-мошенники и как с ними бороться, рассказывал заместитель начальника управления по борьбе с киберпреступностью ГУМВД Украины в Харьковской области Дмитрий Карпизин.

- Расскажите, киберпреступления какого рода происходят на Харьковщине чаще всего?

- В Харьковском регионе это, в первую очередь, мошенничество в сети Интернет - через сайты продажи товаров, аукционы, а также сайты, которые организуют сами мошенники. На втором месте - распространение в интернете противоправного контента – например, порнографии, в том числе с участием детей. Довольно часто приходится сталкиваться со случаями взлома системы « клиент-банк», когда преступники без ведома руководства предприятий и лиц, которые имеют доступ к этой системе, переводят средства через подставных лиц. Были случаи, когда на компьютер человека устанавливалось программное обеспечение без его ведома. Тогда киберпреступник удаленно управлял компьютером, а банк фактически видел, что платеж шел от пользователя, а не злоумышленника.

- Случаи, связанные с использованием мобильной связи, тоже были?

- Да, весьма распространен вид мошенничества, связанный с «привязкой» банками платежных карт своих клиентов к номерам мобильных телефонов. Подставное лицо идет к мобильному оператору и, если мобильный номер человека не зарегистрирован, пишет заявление о потере телефона с номером. Восстанавливает вашу карту и потом, с помощью системы электронных платежей, перечисляет ваши деньги.

- Какие еще есть риски в пользовании банковскими счетами?

- Например, злоумышленники ставят накладки на банкоматы, которые официальные представители банков не всегда успевают отслеживать. Ставится такая накладка на клавиатуру, аналогичная ей по виду - обычный пользователь не обратит внимании, человек нажимает на кнопки, а информация уходит киберпреступникам. Аналогичная картина встречалась при вставке в банкомат карты - информация считывалась через накладку с магнитной ленты карты. Кстати, в Харькове на многих банкоматах сейчас висят наклейки «А так ли выглядит этот банкомат?» 

- Назовите, пожалуйста, самые резонансные и самые курьезные случаи из вашей практики.

- У нас неоднократно возбуждались уголовные дела о взломах и на 10 тысяч, и 2 миллиона гривен. Совсем скоро в суд будет передано дело о мошенничестве при продаже людям через интернет меховых шуб. Ее организовала группа лиц (один из мошенников по этому делу сейчас под стражей), разместив информацию на бесплатных сайтах и специально созданном интернет-ресурсе. Объявили, что шубы доставлялись напрямую из Греции и Турции, по заниженным ценам, но требовали 100%-ю предоплату. На деле же шубы оказались не заявленным «премиум-классом», а товаром ненадлежащего качества, бывшим в употреблении, некондиционным, не имеющим практически никакой ценности. Людям просто понравилась цена в 2,5 тысячи долларов… В итоге пострадало около 50 граждан Украины и Российской Федерации. Причем это еще далеко не все, часть обманутых отказалась писать заявление.

Из других дел можно выделить недавно ушедшее в суд дело о мошенничестве с продажей через Интернет «мобильных телефонов» и «дело с собачками». В первом молодой человек, который – как он пояснял – хотел заработать себе на машину, продавал под видом телефонов пустые коробки…

- А что с собачками?

- Сейчас мы занимаемся делом о фиктивной продаже через Интернет очень модных и популярных миниатюрных собак. Схема схожая: люди высылали предоплату, мошенники звонили и говорили, что собачку отправили поездом. Доверчивые покупатели пересылали им остальную сумму (около 3 тысяч гривен), ехали на вокзал встречать питомца и долго ходили по проводникам, которым никто никаких собачек не передавал.

Вообще же, преступление курьезом назвать сложно... Например, был случай, когда врач одной из клиник города Харькова разместил в общем доступе на одном из сайтов для общения информацию порнографического характера. Как выяснилось впоследствии, он хотел завести больше знакомств. И очень удивился, когда наши сотрудники установили его фактическое местонахождение.

- Кто вообще чаще всего становится жертвами киберпреступлений?

- Кто угодно. Интернет-сообщество растет, вместе с ним увеличивается и поле деятельности киберпреступников, которые готовы использовать все доступные средства для завладения благами обычных пользователей. Хотя главную роль все равно играет человеческий фактор. При обычном мошенничестве есть лица, которые входят в доверие и завладевают деньгами или материальными ценностями, в кибермошенничестве – та же схема, но вместо имени человека используют никнэймы и ip-адреса.

- Что меняется в работе с увеличением количества различных мобильных устройств? Достаточно ли технических ресурсов, чтобы «успевать» за преступниками?

- Нам бы хотелось идти в ногу с киберпреступниками, но это не всегда возможно. Где-то мы не знаем, насколько далеко ушел технический прогресс, где-то в Украине нет еще таких технических возможностей, которыми обладают определенные лица. Как минимум, в этой области мы стараемся общаться со специалистами.

- Что можно посоветовать гражданам: как не стать жертвами кибермошенников?

- Во-первых, использовать лицензионное программное обеспечение и постоянно обновляемые антивирусные программы. Во-вторых, не доверять личную информацию посторонним лицам при запросах в электронной сети и звонках якобы от банков.

Как и в обычном мире, здесь идет игра на доверие, срабатывает человеческая жадность и падкость на дешевизну. Не следует верить в «бесплатный сыр». Если в Интернете цена и ниже общерыночной, то не в 5 раз, а максимум на 15-20%. Еще следует покупать товары на известных сайтах, сайтах торговых сетей, которые зарекомендовали себя с положительной стороны. Google о них знает все. 

Источник фото: PHL




Беседовал Евгений Боровик «Харьков. Комментарии»

Немає коментарів:

Дописати коментар