-->

24.03.13

БЕГУЩИЕ ЗА СОЦСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ

Социальные инициативы Президента. Социальная политика Премьера. Королевские посулы кандидата в нардепы. (По тысяче евро на мини-зарплату, по пятьсот - на мини-пенсию). Дерзай, Наталья, в Минсоцполитике, на поприще выполнения обещаний!

Спешащая дама...

Нет, не дама-министерша спешила. Но тоже дама. Бизнес-леди, она же - товарный реализатор. На даме - базарный дресс-код начала весны: сибирские валенки в резиновых чунях; ватные брюки; фуфайка под ремень. Рука в варежке прижимала к уху мобилку. Базар ловил обрывки фраз:

- Бежу… куда? Туалет подорожал. С гривны до полторы… Ага… Лишний раз не сходишь… Куда, куда закудахтала? Хоть куда, под забор… В Киеве еще дороже? А в Москве? Там всего больше. Их бы на наши копейки посадить…

Она бежала длинными торговыми рядами. Часовыми солдатиками стояли у модулей ее коллежки по бизнесу. Разложена, развешана обувка и одежка, посвечивает мишура, парфумы издают ароматы, позвякивает посуда, предлагает себя всякая вкуснота. Пирожки, блины, шаурма, чебуреки, салат оливье, котлеты по-киевски, кофе, самогон. Отовсюду выкрикивается, вышептывается, проговаривается с надеждой и мольбой "Купите, купите, купите!..".

Редкий прохожий заберется в торговый ряд. Падает спрос ввиду роста неплатежеспособности. По рынкам Луганска где четверть, где треть модулей под замком.

Вот весточка полетела о банкротстве трубного завода. Сооружен на бельгийские капиталы. Хорошо работал при царе-батюшке. Обрастал мускулатурой в советскую пору. Держался на плаву в безвременье "независимости". И вдруг, как снег на голову, - банкрот. Еще вчера трудники - трубники - хорошей (даже по столичным меркам) зарплатой бахвалились. Коллектив (не одна тысяча) в осадок потребительский выпал.

Точно так, как до этого "выпал" через забор от трубного расположенный завод по производству того, что в каждом жилище по экс-Союзу имелось. И спрос имело. Однако завод обанкротили. Железки - в металлолом. Рынок ванн стальных да чугунных закордонные производители заняли. Несколько тысяч рабочих и ИТР ушли на дно.

Та бодяга, которую замутили под видом "рыночных реформ", и была задумана (под предлогом банкротств и т.д.), дабы угробить мало-мальски конкурентоспособные предприятия того же Луганска, области. Задача выполнена успешно. "Эффективные менеджеры" мертвых заводов, получив "комиссионные", отчалили - кто в Киев, кто за кордон.

Бурьян на ступенях

Бежала дама по базару, бизнес-вумен. Наторговала червонец. На покурить, попить, чего-то пожевать уже истратила втрое больше. А тут еще это… приспичило. А оно подорожало. На базаре туалеты имеются. А в самом городе? Бог с ними, с аборигенами. Не привыкать. А вдруг, к примеру, забредут в центр областной туристы-непоседы из дальних стран? Осмотрят достопримечательности. Природу человечью не истребишь. Куда зайти? Из пары общественных туалетов, существовавших с дореволюционных времен в исторической части города, приказали долго жить оба. Стены, помнящие графьев да князьев, не разобраны. Стоят под замком. На одном объявление. Сдается, мол, в аренду.

Берите. Хоть под салон красоты, хоть под "бутик". Не берут. По части открытых "салонов", общепитовских точек, "бутиков" и т.п. явный перебор. Перед некоторыми на ступеньках сухие стебельки бурьяна торчат. Чем не свидетельство популярности?

Были иные времена. Не верите, сочтете за сказку - у дверей ресторанов, кафе, пивных наличествовали таблички "Мест нет".

Пустынен и в бизнес-плане не популярен исторический центр. В советские времена здесь "яблоку негде было упасть". На рядом расположенном станкостроительном заводе работало под 20 тысяч человек, на тепловозостроительном - за 30. Первый зияет мерзостями запустения. У второго - в разы обвалились штаты, объемы. Какие были фонды зарплаты и колоссальные в бюджет отчисления! Аванс да получка перетекали в торговлю, сферу услуг. Жидким ручейком стала ныне полноводная денежная река.

Каждому свое

Справедливость. Социальная. Кому золоченый унитаз под державный, олигархический зад. Кому "биотуалет" под забором…

Бродит по киевскому базару премьер. В дресс-коде. При охране. Приценивается Николай Янович. Сам себе поддакивает:

- Есть что купить, да? И цены. Да. Мы их удерживаем. Доходы растут. Да.

Да, да, да. Растут. К премьерской зарплате еще и материальная помощь в тридцать с лишним тысяч. Эффект социальных инициатив в действии.

Премьер заходит в аптеку. Для контрольной закупки. И опять убеждает себя:

- Цены? Да. Ну, можно же. Отрегулируем. Заставим. Вернем. От частника. Да. Введем соцстандарты в медицину. Да. Чтобы доступно. Уже сейчас.

Есть день и час в нескольких аптеках Луганска для лекарств со скидкой льготникам. Бежит туда, толпится в очередях, нервничает "социально защищенный" народ. Вчера была им скидка на 20 процентов, сегодня аж на 10. Прежде чем на гривну удешевили, на десятку взвинтили. Подрегулировали в пользу нищих. Опять же начальница Минздрава в фармацию отдала милое чадо. Как не порадеть родному человечку!

Чернобыльцы, онкобольные, туберкулезники, другие тяжкохворые. Половину, а то и большую часть пенсии на таблетки отдай и не греши на соцзащитный паек.

Фармация для одних - золотая шкатулка, для других - обдираловка. По самым скромным подсчетам, не менее трех миллиардов гривен тратится больными страны на лекарства. Лишь 20-30 процентов из них отечественного производства. Схемы закупки импорта сложны и простому смертному неведомы. Белорусская таблетка может попасть в Украину, совершив кругосветное путешествие.

Телекадр недавних лет: премьерка с собратьями выгружает коробки с вакциной. Зарубежной. Очень дорогой. Просроченной. Бесполезной. Но все схвачено, за все заплачено. Даже за выгрузку.

Стоят на площадях, ходят по маршруткам и дизель-поездам волонтеры, скорбно изрекают:

- Спасите больного ребенка, его жизнь в ваших руках...

Чиновникам от Минздрава не до них. Медицину перекраивают, перестраивают, реформируют, переиначивают, сокращают, модернизируют. Подгоняют рваный лапоть под евростандарты. С кирзовым рылом, да в хромовый ряд…

Страна-базар

По ухабам, по бездорожью, на попутках и на перекладных бегут, бредут от одной торговой точки Луганска те, кто не попал в чиновники, олигархи, в круг их окружения, то есть нищеброды - вчерашние рабочие и ИТР: с 1991-го промышленность областного центра потеряла десятки тысяч рабочих мест. Наиболее рисковые и мобильные переквалифицировались, сделали "ноги" в чужие края либо их вынесли ногами вперед - население-то регрессирует.

Ищут дешевку. Еще лучше - халявку. Говорят, на базаре у "Третьего километра" яйца подешевели. Надо к Пасхе взять. Побольше.

Время не везде идет вперед. На этом рынке у "Третьего километра" горожане отоваривались в годы послереволюционной и послевоенной экономической разрухи.

По выходным дням тянется живая цепь соискателей дешевизны от улицы Оборонная до восточных окраин к торговому центру "Околица". Имя улицы Оборонная - от Гражданской войны. Живой цепью встали луганцы весной 1919-го на защиту города от белогвардейцев. Из рук в руки на десяток километров передавали патроны и хлеб красным бойцам у кургана Острая Могила. Нынешняя живая цепь "ветеранов перестройки" с кравчучками, сумками - за головкой капусты, ведром картошки, куском сала подешевле.

Нам "Околицы" мало. На западной окраине облцентра в поселке Юбилейный строится очередной торговый монстр. И это при том, что на аналогичных стеклянных айсбергах в самом центре города (улица Демехина, Театральная площадь) не первый год красуются надписи "Сдается в аренду"… Ударно строятся мощные корпуса торгового центра на Юбилейном. Напротив - промплощадки Центрального блока шахтоуправления "Луганское".

Шахта без угля, что человек без мозгов. А человек без оных пустому мешку подобен - он не стоит, лежит. Без угля остался флагман "Луганскугля". Ни одного действующего забоя. Финансовая удавка берет за горло коллектив в три тысячи с лишним человек. За последние несколько лет отсюда ушло невесть куда более тысячи. В былые годы на "Луганскую" слетались на "работу славную, на дела хорошие", со всего Донбасса. Квартиру (бесплатно) получали в течение года-двух работы.

Сегодня разбредаются горняки, куда глаза глядят. Страшное слово "сокращение кадров" повисло над шахтным копром, над поселком Юбилейный, для которого шахтоуправление - градообразующее предприятие. Кто будет отовариваться в новом торговом монстре? А это в Луганске застройщиков не интересует. Главное - вложить деньги. И вкладывают в строительство торговых центров, которые потом пытаются сдать в аренду. В фантазии вкладывания лишних денег во что-то другое обладатели оных в областном центре не замечены. Ну, нет творческого воображения, хоть ты тресни. Кроме "купи-продай", других слов не ведают.

Парадокс. Клуб Юбилейного числится на балансе шахтоуправления. Шахтеры тепло и свет приносят людям. Так в песне. А в жизни: шахтерский клуб вот уже второй год отрезан от тепла, воды. Отключение электроэнергии за неуплату тоже не новость. Действуют все те же социнициативы В.Ф.

Президент проводил февральскую пресс-конференцию. Четырехчасовый диалог со страной. От шахтеров ему был задан вопрос о судьбе отечественного угля. Обычно тугоговорящий Виктор Федорович на этот раз долго-долго разжевывал печально известную формулу "Закрыть нельзя оставить". И на первомартовской пресс-конференции, по части топливно-энергетического комплекса, он убеждал (сам себя): уголь - главный энергоноситель, основа экономической безопасности страны.

Скулы от зевоты сводит. При каждом правительстве, а их десятка полтора за годы "независимости" было, фраза сия звонкая произносилась. А углепром уверенно шел по лестнице, ведущей вниз.

Когда страна превращается в торговый центр, базар, то исчезает перспектива. Невосполнимо утерян за годы демонтажа экономики золотой кадровый потенциал. Если теоретически появятся деньги на возобновление работы некогда конкурентоспособных предприятий либо строительство новых, то это грамотно некому будет делать. В Кузбассе, дабы довести до ума новую шахту, главной проблемой оказались не деньги. Специалистов пришлось собирать по всему бывшему Союзу, по Луганской области в том числе.

Президент признается: он не любит говорить. Он - не рассказчик. Писатель. В прошлом году (скуки ради, смеха для?) взял да и написал книгу. Получил гонорар в несколько миллионов гривен. Так как в Украине "модно" оценивать людей не по уму, а по "капусте", то, судя по гонорарам, Виктору Федоровичу классики отечественной литературы прошлого и позапрошлого веков в подметки не годятся. Суммарно такие деньги не получали.

Янукович-старший любит, как в местах не столь отдаленных говорят, "романы тискать" и бабки строчками заколачивает.

Янукович-младший, по заверению папы, любит много работать. Наработал за годы президентства батеньки аж целый миллиард. Форд да Рено в гробах переворачиваются. Им, дабы стать миллионерами, отрасли автомобилестроения в США и Франции для этого понадобилось организовать. Сотни тысяч рабочих мест создать. Что создал Янукович-младший? Сын у папы-президента взрослый, сам с усам, папа в его бизнес ни-ни ни в коем разе не вмешивался. Собственность сына неприкосновенна… Пока свое тело в президентском кресле...

С высокой кручи больно падать. Не завидуйте им, граждане…

Автор соцпроектов посетил выставку детского творчества. Юные техники подготовили специально для сына Донбасса действующий копер и макет действующего очистного забоя. Не стал слушать он для него же исполняемый шахтерский гимн "Спят курганы темные…". Все его внимание было устремлено на действующую модель автодороги. Красивая, сияющая огнями светофоров, без единой извилины, колдобины… Сказка, а не дорога.

И явь: страна спотыкается, тарахтит по ухабам, прокалывает шины, ломает диски. Ровненько на взлетно-посадочных площадках в резиденциях. Равные… разные возможности в рамках проектов справедливости.

Бегают по Верховной Раде нардепы. С этажа на этаж. Матерятся на роскошных лестничных маршах. Скачут, едва ли не нагишом, по столам президиума. Подглядывают друг за другом. Сексотят. Препираются: ты - дурак, от дурака слышу. Кнопкодавствуют. Пишут плакатики. Одевают одномастные маечки-рубашечки. Вопят про волю-долю. Вповалку коротают ночи.

Так вони працюють. Такая у них работа - валять дурака. А служба идет, стаж считается, копейка плывет. При самой большой в Украине зарплате, при щедрых отпускных, лечебных, командировочных, при высокооплатных помощниках. Ничего этого не было у депутатов Госдумы Российской империи, Верховного Совета СССР. Однако с законотворчеством проблем не возникало. И не было нынешней безобразной, паскудной мелодрамы со стоимостью билета на ежесуточное действо в десяток миллионов гривен.

Нардепы одержали истори… истерическую победу в истерической битве "Голосуємо особисто".

Господа-кнопкодавы! Какая разница, нажмет на кнопку кнопкодав по велению дирижера-махальщика, по решению фракции или по тому же взмаху указующего перста? Кнопкодавство вместо где-то гуляющего проведет его сосед. Дополнительные льготы себе, любимой, Верховная Рада продавила большинством голосов едоков. Для себя особысто и для "домочадцев". Давили кнопки "за" вдохновенно, самозабвенно, до звона у ушах, аж рубахи на спинах от пота потемнели.

***
Социальные проекты. Социальные инициативы. Красивые конфетные фантики. Верят ли люди?

70-80 процентов граждан не надеются на улучшение жизни от новаций президентской и правительствующей рати. До 80 процентов выпускников готовы при первой возможности уехать в зарубежье. Не верят сказкам о социальной справедливости.

Было некогда сказано: "Не верь. Не бойся. Не проси". Права и свободу не дают. Это не лагерная пайка. Права и свободу берут!

Юрий ЧЕПУРНОВ

Немає коментарів:

Дописати коментар