-->

17.07.13

Депутат тратит 1500 гривен за ужин – чернобылец живет на них месяц

Голодовка чернобыльцев под Кабмином длится уже две недели

Возле Кабмина на Грушевского дышать нечем – мимо здания тянется бесконечный поток машин. Они, то и дело, становятся в пробку. Около шлагбаума и металлических ограждений стоят хмурые и, кажется, безразличные ко всему молодые милиционеры. Они охраняют министров от хороших людей, которые здесь пытаются отстоять свои права. Как показывает практика, чиновники и силовики в нашей стране стоят по одну сторону баррикад, а хорошие люди – по другую. И все равно, кто под стенами на этот раз – безработные с западных областей, донбасские шахтеры, жертвы милицейских издевательств или ликвидаторы ЧАЭС, которых правительство оставило без гроша. А ведь 27 лет назад они спасли от последствий ядерной катастрофы миллионы людей, тех же чиновников, их семьи, детей. Только об этом забыли. Кто теперь эти герои, увешанные орденами? Отработанный материал?

Подхожу ближе. Меня обступают со всех сторон (те, кто может ходить) и интересуются, кто я и зачем пришла. Ведут к седому мужчине в инвалидном кресле. Видно, что он тут главный. Кабинет Министров постановлением №1210 отнял пенсии, которых люди добились в суде. Акция протеста началась еще 20 мая – ликвидаторы каждый день выходили и по два часа стояли под стенами Кабмина. Писали запросы, оббивали пороги комитетов ВР и встречались с главами всех парламентских фракций. Но их так и не услышали. Тогда демонстранты объявили голодовку, которая длится уже две недели.

Участники акции - ликвидаторы с разных районов столицы

В ч.4 ст.54 закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» сказано, что чернобыльцам с первой группой инвалидности положена пенсия в размере 10 минимальных пенсий по возрасту, со второй группой – 8 «минималок» и с третьей – 6. Идем к статье 50 этого же закона: «Пенсия за вред, нанесенный здоровью, для инвалидов-чернобыльцев первой группы составляет 100% минимальной пенсии, для второй – 75%, для третей – 50%».

«Я инвалид первой группы. По закону, мне положены ежемесячные соцвыплаты в размере 10 минимальных пенсий по возрасту. А к этому еще доплата за угробленное здоровье – «минималка». В 2011 году через суд нам удалось добиться справедливости, и я получал около 8500 тыс. грн., однако вскоре Кабмин издал постановление №1210, которое эти деньги съело. Сейчас пенсия у меня 1529 гривен в месяц», - рассказывает Сергей Красильников, глава Союза инвалидов Чернобыля Святошинского района. К нему за две «голодных» недели «скорая» приезжала уже четыре раза. Правда, от госпитализации ликвидатор отказался – «еще поборемся».

Координатор акции Сергей Красильников, глава Союза инвалидов-чернобыльцев Святошинского района, инвалид 1-й группы

А что такое на сегодняшний день полторы тысячи гривен? Если вычесть квартплату, «коммуналку», медикаменты… Тут и на еду не хватит. Зато на президентские вертолетные площадки у государства деньги есть.

Раньше «выбить» заслуженную материальную поддержку было непросто, но возможно – самые стойкие искали правду в суде и дошли до Высшего апелляционного. Но решение суда для украинских министров – не указ. Постановление №1210 от 23 ноября 2011 года изменило систему начисления пенсий лицам, принимавшим участие в ликвидации. Пенсия стала рассчитываться исходя из зарплаты, которую ликвидатор получал во время своей работы в 30-километровой зоне. Большинство людей, сидящих под Кабмином, в тот момент были молодыми специалистами с зарплатой около 100 рублей в месяц. Соответственно, и пенсия, в пересчет на наши деньги, большой получиться не может. В то же время, сетуют демонстранты, чиновники, проведшие в зоне не более 3-5 дней, чувствуют себя весьма неплохо – при Союзе зарплаты у них были высокие. Так же и с работниками самой атомной станции, которые, по сути, и «взорвали ее». Ликвидаторы в один голос называют фамилию одного из них, сейчас занимающего высокую должность в Союзе чернобыльцев Украины. «Как нам сказали, месячный доход этого господина порой достигает 54 тысяч гривен», - рассказывает Красильников, прикованный к инвалидной коляске. Самостоятельно передвигаться он не может, а многочисленные ордена здоровья не вернут.

Справки, выписанные бригадами "скорой", приезжавшими к голодающим

Премьера Азарова просили обеспечить на месте акции постоянное дежурство врачей скорой помощи – у ликвидаторов здоровье и так ни к черту, а длительное голодание все усугубляет. Но чиновники требование отклонили. Красильников показывает копию обращения к министрам, в котором написано примерно следующее: «Либо вы выполните наши требования, либо мы тут и умрем».

Хочу понять, кто они, эти люди, пришедшие сюда защитить свои права. Все дружно зовут Анатолия Мищенюка – афганца и чернобыльца в одном лице, который с 15 мая по 8 июня 1986 года работал в 30-километровой зоне в составе батальона специального медобслуживания. У него живой взгляд и хорошее чувство юмора. «Приехали ночью, под козырек. Говорят – всеобщая мобилизация. В случае отказа – военный трибунал», - фельдшер рассказывает, что люди ехали в Чернобыль не по своей воле. «А мы молодые были, все нам интересно: что там произошло… Техники много, есть импортная, не видели такой еще. А на ней по 200 рентген радиации. Мы тогда этого не понимали».

Демонстранты ничего не едят, только пьют воду и чай

Из средств личной защиты выдавали марлевые повязки, которые ликвидаторы нежно звали «лепестками». От йода «лепестки» становились темно-вишневыми. «Одно время спиртное давали, по стакану красного вина в день. Правда, вы же наших людей знаете, начались поломки, и эту практику оставили. Вот и вся защита…», - рассказывает товарищ Мищенюка, инвалид 2-й группы Юрий Мищенко. Долго с ними разговариваем. В конце прошу разрешения сфотографировать. Мужчины одевают потертые пиджаки, сплошь увешанные орденами. «Ну, сделай нам с побратимом фотографию!», - улыбается Мищенюк.

Юрий Мищенко (слева) и Анатолий Мищенюк (справа), ликвидаторы, инвалиды 2-й группы

Когда выключаю диктофон, подходит больше протестующих: кто поздоровее – своим ходом, других на колясках везут жены, которые тоже здесь, третьи прихрамывают на костылях. Кто-то говорит: «Знаешь, а мы ведь особенные люди. Не то, чтобы лучше или хуже других. Просто мы уже выполнили долг перед родиной. Потому особенные».

Кабминовский "гонец" Ильенко

К демонстрантам выходит «гонец» Кабмина Александр Ильенко с каким-то помощником, который что-то усердно записывает на листке бумаги. Люди говорят, он ходит постоянно. При Горадминистрации даже была создана рабочая группа, на заседании которой зам Попова Виктор Корж обвинил инвалидов в махинациях – будто они «купили» судей. Вот за ту самую пенсию в полторы тысячи гривен и «купили», наверное. А ведь рядовой депутат за один поход в ресторан тратит больше. В общем, в редакцию я возвращалась с мыслями о том, в какой страшной стране мы живем.


Немає коментарів:

Дописати коментар