-->

23.09.13

Мнение относительно предложений по проведению акции протеста у представительства ЕС в Украине

Сейчас в чернобыльской среде развернулась горячая дискуссия по поводу реализации пункта 7 Программы дальнейших действий общественных чернобыльских организаций, которая была утверждена на Всеукраинском съезде представителей общественных чернобыльских организаций 14 сентября 2013 года в г. Лубны.

В частности, вышеуказанным пунктом Программы предусмотрено проведение в октябре 2013 года совместной акции протеста чернобыльских организаций Украины и шахтеров-инвалидов возле представительства Европейского Союза с целью обращения внимания европейского сообщества на чернобыльские проблемы граждан Украины.

Исходя из того, что определенное количество чернобыльцев обращалось за судебной защитой в Европейский Суд по правам человека, безусловно, что и эта проблема становится актуальной, в случае проведения этой акции.

Привожу мнение одного из лидеров чернобыльцев по поводу обоснований пункта 7 Программы в необходимости проведении акции протеста:

Необходимо обращение к послу Евросоюза о помощи в обеспечении действенного конструктивного диалога ВЛАСТИ Украины с представителями общественных чернобыльских организаций по вопросу выполнения Чернобыльского ЗАКОНА, о помощи по устранению массового нарушения прав всех инвалидов-чернобыльцев Украины, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьёй 1 Первого протокола к ней, о неприемлемости общественными чернобыльскими организациями положений Законопроекта 2399, решающих вопросы только о "задолженностях" по судебным решениям и законодательно проигнорировавших при этом главное в пенсионном вопросе инвалидов-чернобыльцев в - "выплате ежемесячных текущих пенсий". При таком законодательном подходе не учитываются требования статьи 22 Конституции Украины и правовые позиции Конституционного Суда Украины, в том числе по обеспечению социальных выплат (решение от 9 июля 2007 года N 6-рп/2007), поскольку положения законопроекта направлены на отсрочку и поэтапное погашение только существующей задолженности по судебным решениям, ответственность за выполнение которых несет государство, и не решает вопросы по обеспечению полного выполнения таких решений, которые будут приниматься судами после вступления законопроекта в силу в случае его принятия как закона, а также требования статей 6 и 124 Конституции Украины, согласно которым судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины. К тому же такой подход не учитывает требований статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно разумных сроков рассмотрения дела судом, поскольку в соответствии с практикой Европейского суда по правам человека стадия исполнения судебного решения является составной рассмотрения дела в разумный срок, а пункт 2 Заключительных положений проекта поручается Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом, что являются юридически некорректным, поскольку реализация норм этого Закона ставится в зависимость от принятия в будущем подзаконных актов.

Однако вопрос по поводу выполнения решений судов, по которым чернобыльцы отсудили пенсии по инвалидности, в том числе и по решениям ЕСПЧ, является не настолько приоритетным и актуальным, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, не надо забывать и о том, что на протяжении двух последних лет все акции протеста чернобыльцев проходили под лозунгами выполнения государством Украина именно положений статьи 54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы " а не решений судов.

Такая тактика и подходы организаторов акций протеста были правильными, поскольку большинство чернобыльцев по разным причинам не обращались в суды, но имели и имеют, несмотря на целенаправленно созданные нынешней властью преграды, законное право на получение пенсий именно в размерах, предусмотренных вышеуказанным Законом.

Более того, какие-либо ограничения прав части чернобыльцев, предусмотренных статьей 54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", лишь на тех основаниях, что они не обращались за судебной защитой, нарушают их конституционные права, закрепленных статьей 24 Конституции Украины.

Во-вторых, не надо забывать и того, что есть большое количество чернобыльцев, среди которых и организаторы упомянутой акции, и это общеизвестный факт, которые по судебным решениям претендуют на получение ежемесячных пенсий в размерах, превышающих 20 000 гр., не говоря уж о суммах образовавшейся задолженности.

Безусловно, что это может не только поставить под сомнение искренность действий борцов за права чернобыльцев, но будет выглядеть абсурдно и несправедливо по отношению к тем чернобыльцам, которые не обращались в суды и не имеют на руках соответствующих судебных решений национальных судов и ЕСПЧ.

Вопрос об ограниченных финансовых средствах по пенсионному обеспечению инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы является актуальным и от него никуда не деться.

Поэтому, акцентирование внимания исключительно на исполнение судебных решений, в свете отношения к остальным чернобыльцам, может действительно выглядеть шкурничеством, чего бы очень не хотелось.

В-третьих, если и апеллировать к европейскому сообществу, то следует акцентировать свое внимание не на исполнениях решений судов, а исключительно на нарушении Конституции и других законодательных актов, которое допускает Украина, в том числе международных соглашений, конвенций, хартий и пр., которые ратифицировало наше государство.

Борис Бродовский


Немає коментарів:

Дописати коментар