Евромайдан породил новое общественно-политическое движение. И хотя его очертания едва заметны, оно уже вполне сформировано и владеет почти всеми необходимыми компонентами.
Главная его идея, лозунг и вместе с тем сверхзадача — европейский выбор Украины: "Украина — это Европа". Основным программным документом движения может служить Хартия Майдана, недавно озвученная с трибуны народным депутатом ВР прошлого созыва Тарасом Стецькивом. Со времен "Народного Руха Украины за перестройку" это едва ли не первое столь широкое движение с преобладающим положительным "за" на основе национального консенсуса, цель которого — созидание, а не разрушение. Причем главную идею разделяют как оппозиция, так и власть, последняя, правда, пока только на словах. И хотя доверие к искренности намерений власти постоянно уменьшается пропорционально количеству силовиков на Майдане Незалежности и количеству сообщений о минировании станций метро, вокзалов и аэропортов, все же провластный электорат в основном убежден в этом и сам не против построения Европы в Украине.
Рожденное Евромайданом общественно-политическое движение — многолидерное, а его структура — комбинированная: в ее основе находится гетерархия (система, созданная разными и независимыми взаимопересекающимися структурами управления) с элементами адхократии — множеством временно организованных групп, возникающих для реализации определенных целей и распускаемых после их достижения.
Не хватает только единого легитимного координационного органа, формализующего это движение в существующем виде и координирующего деятельность его составляющих с применением методологии стратегического управления. Причем создание такого органа актуально уже сейчас — это бы сформировало субъектность Евромайдана, существенно повысило его организационный уровень и способствовало постепенному преобразованию в общественно-политическое движение без потери приобретенного потенциала.
Однако преждевременное создание традиционного для нынешней организационной культуры централизованного координационного органа и прямое подчинение ему всех автономных структур Майдана привело бы к быстрому превращению гетерархии, сформированной естественным образом, в жесткую вертикаль со всеми присущими ей свойствами и негативными последствиями, описываемыми "железным законом олигархии" Михельса.
Поэтому деятельность организационных субъектов, образующих гетерархию, сначала должна управляться и координироваться на концептуальном уровне (без создания локализованного, постоянно действующего координационного органа) путем выработки, согласования и признания всеми цели, миссии, ценностей и задач общественно-политического движения с дальнейшим подчинением им своей деятельности. Тем временем каждый организационный субъект-участник Евромайдана должен вырабатывать собственные стратегии реализации своей части согласованных целей и определять тактику своих действий в рамках совместно сформированных ценностей согласно своему типу, сфере деятельности, организационным и ресурсным возможностям.
По мой взгляд, все это можно осуществить в рамках учредительной конференции движения с участием представителей от организационных субъектов-участников Евромайдана, адекватно представляющих его политический и общественный секторы, а также региональные Майданы и украинские интеллектуальные круги. Инициатором этой конференции могли бы выступить моральные авторитеты, например участники инициативы "Перше грудня", а ее оптимальный количественный состав — от 150 до 250 чел.
Необходимо понимать, что проведение такой конференции в классическом стиле, когда докладчики зачитывают "кем-то" заранее заготовленные проекты решений, а все остальные слушают их как статисты, имея возможность только косметически подправлять предложенные тексты, приведет к девальвации результата коллективной работы, перманентным конфликтам и разрушению поля доверия между участниками. Поэтому еще на стадии инициирования учредительной конференции общественно-политического движения следует определиться с выбором современных методологий организации бесконфликтной коллективной деятельности большой группы ее участников.
На первом этапе работы конференция должна определить: 1) собственную цель как намерение реализовать коллективно выработанный идеализированный облик Украины будущего; 2) видение общественно-политического движения в облике Украины будущего после того, как оно успешно реализует избранные стратегии и раскроет свой потенциал; 3) миссию движения, объясняющую суть его служения, идею существования, отвечающую на вопрос, кому оно служит, какие потребности удовлетворяет, какие знания и технологии использует; 4) ценности как фундаментальные убеждения и принципы, общие для всех участников движения и определенные присущими украинцам культурными моделями. Следует понимать, что именно ценности будут обусловливать подходы к формированию отношений внутри организации и влиять на выбор стратегии взаимодействия с другими субъектами внешней среды: отдельными людьми, органами и учреждениями власти, политическими и общественными организациями и т.п.
На втором этапе работы участники учредительной конференции должны определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели в разных сферах деятельности, необходимые для реализации основной цели и миссии движения, а также, по возможности, распределить обязанности между организационными субъектами-участниками Евромайдана и специально сформированными исполнительными и проектными группами. На этом этапе может возникнуть потребность в создании координационного органа, исполняющего функции координации деятельности участников Евромайдана после достижения определенных целей. Осознание всеми участниками учредительной конференции этой необходимости, а также сформированное поле доверия между ними во время их коллективной работы на предыдущих этапах обеспечат выбор и использование таких демократических механизмов деятельности координационного органа, которые смогут предотвратить угрозу его олигархизации и, соответственно, концентрации у него чрезвычайного количества властных полномочий.
Так появится ли в Украине новое общественно-политическое движение?
Состоится ли оно как влиятельный актор украинского политикума, способный в течение продолжительного времени концентрировать и удерживать внимание всех своих членов на начальных целях и цели в рамках провозглашенных ценностей?
Сможет ли оно преодолеть сопротивление олигархических монополий и коррумпированной бюрократии, безусловно не заинтересованных во внедрении реформ, способных запустить процесс интенсивного и всестороннего развития украинского общества?
Способно ли оно стать кузницей кадров и обеспечить положительную селекцию — сформировать открытые социальные лифты для молодых, перспективных, компетентных и порядочных лидеров с инновационным потенциалом?
Сможет ли оно удерживать бесконфликтное взаимодействие лидеров многочисленных собственных сообществ в рамках сотрудничества и кооперации, формировать поле доверия между ними и предлагать стратегии сотрудничества другим организационным субъектам внешней среды?
Сможет ли он частично выполнять функции профсоюзов по защите интересов трудящихся в условиях, когда создание полноценного профсоюзного движения в Украине сталкивается с административным и психологическим сопротивлением?
Будет ли он способен высвободить социальную энергию своих членов и широких масс приверженцев и направить ее на построение современного инновационного общества?
Наконец, станет ли он целостным коллективным мультиразумным субъектом, защищенным от внешнего управления и способным создавать и воплощать успешные социальные инновации?
Все это зависит от воли всех участников Евромайдана, а главное — от тех его лидеров, кто хорошо усвоил уроки Майдана-2004: нельзя расслабляться после победы и терять контроль над ходом событий; нельзя полностью доверять вождям, разрешая им удерживать монополию на владение истиной и таким образом снимать с себя ответственность; нельзя допускать междоусобицы и терять уже сформированные альтернативные коммуникационные площадки для анализа вызовов и выработки согласованных решений.
Рассмотрим еще несколько факторов, обосновывающих необходимость появления в Украине мощного общественно-политического движения в результате Евромайдана.
В середине ХІХ в. ученый Николай Иванишев в своей книге "О древнихъ сельскихъ общинахъ въ югозападной Россіи" написал: "Въ первый періодъ образованія русскаго государства городскія общины существовали въ югозападной Россіи, во всей ихъ силђ, выражая свою власть посредствомъ народныхъ собраній, которыя назывались вђчами. Демократическое начало, на которомъ основаны были эти народныя собранія было совершенно противуположно политикђ великихъ князей русскихъ, стремившихся къ самодержавію; поэтому древняя исторія Россіи представляетъ продолжительную и упорную борьбу верховной власти князей съ могущественными городскими общинами".
Проведя исторические параллели, можно утверждать, что Евромайдан 2013 г., как и Майдан-2004, является проявлением в физическом пространстве одного из архетипов социетальной психики украинского общества — архетипа Вече в условиях становления и самосознания украинской политической нации. С другой стороны, эти события можно считать следствием периодического воспроизведения исторических практик, составляющих габитус украинского народа. А с точки зрения эзотерики перечисленные майданы являются проявлением в физическом плане восстановленного и усиленного социальной энергией привлеченных масс эгрегора обычного права, практикуемого украинцами в течение многих столетий.
Здесь приведены три разных определения одного и того же явления специально для аналитиков, обслуживающих вертикаль власти, с целью по возможности доступнее объяснить им, что плевки против ветра — довольно неблагодарное занятие.
Серьезно ослабить обозначенный архетип (габитус, эгрегор) удалось только в средневековье российскому царю Ивану Грозному, опричники которого варварским способом вырезали значительную часть жителей Великого Новгорода. Понятно, что в те времена для царских опричников новгородское вече не имело никакой сакральности — в их воображении божественными качествами был наделен царь (потом вождь, генеральный секретарь, а теперь — президент). Но Украина — не Россия, и сотрудники силовых структур, направленные властью на разгон мирных протестов, являются носителями украинской ментальной матрицы, наделяющей Майдан как социальный феномен сакральными качествами и высочайшей легитимностью. Проявляя по отношению к нему агрессию, они совершают своего рода святотатство на символическом уровне, вызывающее у большинства из них глубинный когнитивный диссонанс и, как следствие, беспокойство и укоры совести, обусловливающие внутреннее сопротивление приказам руководства и подсознательную пассивность. Биологическая агрессия, вызванная физическим присутствием врага, образ которого был искусственно сформирован накануне руководством, конфликтная ситуация непосредственного взаимодействия с ним до отказа наполняют их психику соответствующими ей смыслами и ценностями. Но мирное поведение участников Майдана способно быстро и эффективно заместить эти смыслы и ценности активированными альтернативными смыслами и ценностями, присущими архетипу Вече.
Поэтому очевидно, что сегодня силовой разгон украинского Майдана не пройдет. Более того, технический прогресс и современные коммуникативные технологии во сто крат усиливают его мобилизационную, интеллектуальную, инновационную способность и действенность.
Это означает, что в Украине Майданы будут воссоздаваться вновь и вновь, каждый раз все более развиваясь, совершенствуясь, приобретая все более выраженную субъектность и мощь. Ведь украинское обычное право, в основе которого лежит Вечевая (прямая) демократия, или, иначе говоря, демократия участия, является цивилизационным признаком "Украинского мира", возрождающегося из тысячелетней череды Руин. Его миролюбием, достоинством и решительностью в эти дни восхищалось все международное демократическое сообщество.
Приведем несколько метафор, с разных сторон иллюстрирующих природу Майдана.
Украинский Майдан можно рассматривать как взрыв — мгновенное высвобождение социальной энергии способом, присущим условиям ядерного взрыва — неуправляемой цепной ядерной реакции. Такой взрыв мы наблюдали в 2004 г., это же мы наблюдаем и сейчас: откровенная несправедливость, попранная мечта, другие болевые вызовы внутренней и внешней среды способны мгновенно мобилизовать людей на совместное действие, во время которого высвобождается колоссальная социальная энергия. Она способна бесповоротно изменить социальную систему путем ее перехода через точки невозврата. Проблемой Майдана-взрыва является высокая вариативность результата — от абсолютно позитивного до абсолютно негативного в краткосрочной перспективе, и еще выше его вариативность в перспективе долгосрочной. Следующей проблемой Майдана-взрыва является резкий спад активности большинства участников в нулевой отметке сразу же после его завершения, что запускает реализацию классического сценария, по которому революции придумывают романтики, реализуют фанатики, а пользуются плодами негодяи.
Это побуждает рассмотреть антитезис к данной метафоре, которым является метафора управляемой ядерной реакции. Чтобы соответствовать этой метафоре, Майдан должен превратиться в другую социальную форму, оптимально — в общественно-политическое движение. Для иллюстрации такого преобразования рассмотрим еще одну метафору — Майдан как живой социальный организм, способный по аналогии с некоторыми биологическими организмами в процессе метаморфоза (преобразования) изменять свою структуру и, как следствие, форму и способ существования, внешнюю среду, локализацию, продолжительность жизни, источники энергии и т.п.
Социальные организмы, в отличие от биологических, в случае необходимости способны осуществлять обратный метаморфоз — когда и где угодно, реагируя на агрессивные вызовы внешней среды, широкое общественно-политическое движение может превратиться в новый, на этот раз субъектный Майдан, сохранив способность к системной благоустроенной деятельности: сбору информации из внешней и внутренней среды, ее анализу, коллективной выработке и принятию решений и координации действий своих участников и подразделений по их исполнению.
Немає коментарів:
Дописати коментар