-->

12.03.14

Кто из судей подлежит люстрации? - текст проекта

Законопроект определяет правовые и организационные основы проведения аттестации и люстрационной проверки судей судов общей юрисдикции

Наконец-то появился текст проекта закона о возобновлении доверия к судебной системе (№ 4378).

Проверка судей/ аттестация судей проводится в течение 6 месяцев / 1 года с момента выполнения требований п. 2 раздела II «Заключительные положения» Закона, а именно - с момента вступления в силу Закона прекращаются полномочия членов Высшего совета юстиции, избранных по квоте ВР. Кроме того, рекомендуется Президенту, съезду судей, съезду адвокатов, съезду представителей юридических вузов и научных учреждений, всеукраинской конференции работников прокуратуры в течение 30 дней с момента вступления в силу Закона отозвать назначенных ими членов ВСЮ и назначить новых. То же самое касается и отозвания членов ВККС и назначения новых.

Проверкой судей общей юрисдикции будет заниматься временная специальная комиссия из 17 членов: ВСЮ и ВККС назначают по 4 члена, которые должны быть судьями; Кабмин - 3, которые должны быть представителями общественности; ВР - 6 членов, двое из которых должны быть судьями.
Аттестация судей проводится Высшей квалификационной комиссией судей Украины.

Согласно проекту судья подлежит освобождению от должности в связи с нарушением присяги в случае принятия им единолично или в составе коллегии судей следующих решений:

1) об ограничении прав граждан на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в Украине в период с 21 ноября 2013 до 21 февраля 2014 г.;

2) об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, оставление их без изменений, продлении срока содержания под стражей, обвинительных приговоров, решений судов апелляционной и кассационной инстанций о пересмотре обвинительных приговоров, следствием которого была их отмена, в отношении лиц, которые признаны политическими заключенными;

3) об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, оставление их без изменений, продлении срока содержания под стражей, обвинительных приговоров в отношении лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 до 21 февраля 2014 г.;

4) в отношении которых решением ЕСПЧ установлено нарушение Украиной Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

5) о наложении админвзысканий в виде лишения права управления ТС на основании ст. 122-2 КоАП за невыполнение водителями требований работника милиции об остановке ТС и об оставлении указанных решений без изменений судом апелляционной инстанции в период с 21 ноября 2013 г. по 21 февраля 2014 г. в отношении лиц, которые были участниками массовых акций протеста и подпадают под действие Закона № 743- VII;

6) о наложении админвзысканий на основании ст. 185-1 КоАП за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и об оставлении указанных решений без изменений судом апелляционной инстанции в период с 21 ноября 2013 г. по 21 февраля 2014 г.;

7 ) по делам, связанным с проведением выборов в Верховную Раду Украины седьмого созыва. Проверка проводится по инициативе субъекта избирательного процесса, чьи права или интересы нарушены, или по инициативе ВСЮ;

8) о предоставлении разрешения на проведение следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий в отношении лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 до 21 февраля 2014 г.;

9) относительно грубого нарушения имущественных прав физ- и юрлиц, которые имели место в хозсудах после 30 июля 2010 г. и привели к существенным последствиям.

Судьи, которые не прошли проверку, подлежат отстранению от правосудия с последующим увольнением с должности судьи в связи с нарушением присяги.

Установленные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судьей присяги, не требуют дополнительной установки ВСЮ. Материалы проверки судей специальной комиссии, свидетельствующие о нарушении судьей присяги, направляются в Генпрокуратуру для установления оснований для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Судьи, не прошедшие проверку, не могут быть назначены или избраны на должность судьи в течение 5 летс момента увольнения с должности судьи. Судьи, не прошедшие аттестацию, подлежат отстранению от правосудия с последующим увольнением с должности судьи.

Кроме того, с момента вступления в силу Закона считаются уволенными со своих административных должностей:

- председатели высших специализированных судов;

- председатели судов апелляционной инстанции, которые назначены на админдолжности после 30 июля 2010 г.

Также проектом предусмотрено дополнение Закона о судоустройстве ст. 125-1, согласно которой делегаты на внеочередной съезд судей Украины избираются на собраниях судей общих, хозяйственных и административных судов по одному делегату от каждого суда первой инстанции из числа судей этих судов, которые не занимают административных должностей.

Собрание судей апелляционных судов выбирают по 3 делегата от каждого апелляционного суда из числа судей этих судов, которые не занимают админдолжностей. От каждого высшего специализированного суда избирается по 7 делегатов соответственно из числа судей этих судов, которые не занимают административных должностей.

Собрание судей КСУ и ВСУ избирается на внеочередной съезд судей Украины по 3 и 5 делегатов соответственно из числа судей этих судов.

Делегаты на внеочередной съезд судей Украины избираются путем открытого голосования на альтернативной основе при свободном выдвижении кандидатур для избрания.
Кабмин в течение месяца со дня вступления в силу Закона должен определить механизм проверки достоверности и полноты сведений, содержащихся в декларациях о доходах, расходах и обязательствах финансового характера судей и членов их семей.

С текстом законопроекта в предложенной Минюстом редакции можно ознакомиться по ссылке.

Напомним, свои замечания к проекту высказали судьи Верховного Суда Украины и судьи хозяйственных судов.

Наталья Шныр
http://jurliga.ligazakon.ua/

Немає коментарів:

Дописати коментар