-->

02.05.14

Чернобыль в кино, литературе и музыке: Боуи, Челентано и другие

"Чернобыльская тема" в мировом кино, литературе и музыке появляется почти сразу после трагедии 1986.

В честь 28 годовщины Чернобыльской трагедии журналисты подобрали интересные упоминания о ней в кинематографе, литературе и музыке, начиная с прошлого столетия, заканчивая настоящим.

Конечно, с течением времени аварии на ЧАЭС, которой итальянский певец Адриано Челентано посвятил песню, а британский рок-музыкант Дэвид Боуи, под впечатлением от произошедшего, создал хита "Time Will Crawl", художники уделяют все меньше внимания.

Естественно, что наиболее глубоко этой темы касались кинорежиссеры стран постсоветского пространства. В отличие от многих иностранных фильмов, где часто Чернобыльская АЭС или Припять является местом событий определенных эпизодов, они пытались показать влияние аварии на человеческие отношения.

В 1990 году появился "Распад" - один из первых художественных фильмов о Чернобыльской трагедии, главную роль в котором сыграл Сергей Шакуров. Название фильма отражает не только техногенную катастрофу, но и распад человеческих взаимоотношений, что и является основной темой ленты.

Семейная драма журналиста, отношения молодоженов, бежавших с собственной свадьбы и случайно оказались в "зоне", история мальчика, который остался в зараженном городе, ему не позволили вывезти котенка, показываются на фоне событий на ЧАЭС.



Следующей художественной лентой о последствиях Чернобыля стала "Аврора" Оксаны Байрак, снятая в 2006 году с Анастасией Зюркаловой, Дмитрием Харатьяном и Эриком Робертсом в главных ролях.

В 2011 году появляется сразу два украинских фильма, сюжет который развивается на фоне катастрофы на ЧАЭС. Лента "В субботу" режиссера Александра Миндадзе показывает события первых 24 часа с момента аварии. Главный герой становится невольным свидетелем катастрофы, случайно узнает правду о трагедии и оказывается перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику.



Украина-французская картина "Земля забвения" с Ольгой Куриленко в главной роли показывает последствия аварии в двадцатипятилетней перспективе.

Режиссер Михаль Боганим, которая до этого работала только в документалистике, сняла трогательную драму о людях, вынужденных жить с грузом того апрельского дня, от которого уже не смогут освободиться.



Впрочем, о Чернобыле снимают не только драмы. В 2012 году режиссер скандальной серии фильмов "Паранормальное явление" снимает "Запрещенное зону" - историю о группе друзей, которые, путешествуя по Европе, решили посетить Припять. Впоследствии туристы осознают, что в заброшенном городе они не одни.

Стоит отметить, что лента содержит много ляпов, связанных с ЧАЭС и Припяти (количество градирен над станцией, расстояние до ближайшего КПП). Кроме того, сам фильм снимался в Сербии и Венгрии. Тем не менее, лента также отражает определенный взгляд на проблему Зоны отчуждения.



Ответ мастеру хоррора попытались украинские и российские молодые кинематографисты, сняв псевдодокументальную ленту "Припять. Оставленные позади".

Согласно синопсисом, в основу фильма положены видеоматериалы, снятые в 2011 году пропавшим без вести группой американских туристов, а затем найдены украинскими правоохранителями.

Известно, что фильм частично демонстрировался на одном из фестивалей еще в 2012 году, но конечный его вариант еще не готов.



Американские кинематографисты не столь широко освещали тему катастрофы на ЧАЭС в художественном кино, предпочитая документалистике. В основном в их работах станция или Припять становятся местом определенных событий, а сама катастрофа упоминается эпизодически. К первым можно отнести ленты "Трансформеры 3", "Крепкий орешек 5", "Годзилла", ко вторым - один из эпизодов легендарных "Секретных материалов" и несколько серий "Симпсонов".

Выделить можно разве что снят для телевидения в 1991 году фильм "Чернобыль: последнее предупреждение" с Джоном Войтом, отцом Анджелины Джоли, в главной роли. Впрочем, лента больше рассказывает о реальном американского ученого Роберта Гейла, который возглавлял международную медицинскую команду по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.



Украинские и мировые писатели также не стояли в стороне. Чернобыльская трагедии нашла место в поэтических произведениях Ивана Драча ("Чернобыльская мадонна", "Нож в Солнце", "В микрофон колодца"), Лины Костенко ("Атомный Вий опустил бетонные веки ..."), Бориса Олийныка ("Семь"), автора "Бархатцы" Николая Сингаивского ("Обожженная мужество"), Шевченковского лауреата Леонида Горлача ("Зона"), Дмитрия Павлычко (Листок ").

Почти одновременно, в 1987-1988 годах появляются документальная повесть Юрия Щербака "Чернобыль" и роман Владимира Яворивского "Мария с полынью в конце века". В основе сюжета последнего - история семьи Мирович, но автор прослеживает влияние катастрофы не только на одну семью, а на жизнь всего окружающего крестьянства.


Чернобыльской теме посвящен также один из прозаических сборников Шевченквиського лауреата Евгения Гуцало - "Дети Чернобыля".

Чернобыльской трагедии или Зоны отчуждения, как локации так или иначе касались американские писатели Фредерик Пол (США), Мартин Круз Смит, Джим Шепард, Джеймс Роллинз и болгарский литератор Георги Тенев.

Одним из наиболее интересных произведений является пьеса канадца Филиппа Ландри "Возвращение в Припять". В 2011 году ее демонстрировали на Фестивале альтернативного театра и даже наминувалы на награду "Достижение года".

Действие происходит в 1991-м, через пять лет после чернобыльской катастрофы. По сюжету, в одном из припятских заброшенных домов живет бывший ликвидатор-"чернобылец", который ходит по опустевшим домам и собирает старые фотографии. В его воображении фотографии превращаются в живых людей, которых он воспринимает как родственников. Так продолжается, пока не приходит хозяин квартиры, Василий, чья жизнь разбила катастрофа: ребенок родился мертвым, а молодая жена погибла. Во время встречи среди "родственников" бывшего ликвидатора Василий видит фотографию жены.

События 1986 года на Чернобыльской АЭС нашли отражение и в музыке. Уже в 1988 году российский композитор армянского происхождения Микаэл Таривердиев пишет симфонию для органа "Чернобыль".



В общем, темы Чернобыльской трагедии затрагивают около 30 современных песен разных жанров украинских и зарубежных исполнителей. В частности, аварии и ии последствиям посвящены "Чернобыльская зона" Тараса Петриненко, "Чернобыль форева", группы "Скрябин", "Sognando Chernobyl» («Мне снится Чернобыль») Адриано Челентано.

Дэвид Боуи зазнавался, что на создание песни "Time Will Crawl" его вдохновила катастрофа на АЭС, а британский рэпер Example и украинская певица Alyosha снимали в Зоне отчуждения видеоклипы на песни о влиянии человека на окружающую среду.


Немає коментарів:

Дописати коментар