Прохождение срочной службы с целью получения военно-учетной специальности, приобретения практических навыков и умений не является тождественным участию в боевых действиях и защите Родины.
Если инвалидность не связана с исполнением обязанностей военной службы в контексте ст. 7 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (во время военных действий), а получена в результате прохождения военной службы, лицо не может считаться инвалидом войны. К такому выводу пришел ВСУ при рассмотрени дела № 21-528а14 по иску к управлениею труда и социальной защиты населения Славянского городского совета Донецкой области о признании незаконным и отмене акта индивидуального действия (протокола рабочей группы о проверке правильности установления статуса инвалида войны).
ВСУ разъяснил, что исключительный перечень лиц, относящихся к инвалидам войны, определен ст. 7 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». К инвалидам войны отнесены лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при защите Родины, выполнении обязанностей военной службы, связанных с пребыванием на фронте, в районе военных действий, в период гражданской и Великой Отечественной войн или с участием в боевых действиях в мирное время, с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний, с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, других поражений ядерными материалами.
Частью 5 ст. 2 Закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что срочную военную службу граждане Украины проходят в соответствии с законами Украины в Вооруженных Силах и других военных формированиях с целью получения военно-учетной специальности, приобретения практических навыков и умений для вооруженной защиты Отечества. Итак, по правилам этой нормы прохождение срочной службы с целью получения военно-учетной специальности, приобретения практических навыков и умений не является тождественным участию в боевых действиях и защите Родины в понимании ст. 7 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».
ВАСУ эти нормы не применил. Между тем, предоставление статуса инвалида войны в соответствии со ст. 7 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» непосредственно связано с определением самого понятия «ветеран войны», которое содержится в ст. 4 настоящего Закона. Ветеранами войны являются лица, принимавшие участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств.
По мнению коллегии судей Судебной палаты по административным делам ВСУ, инвалидность истца не связана с исполнением обязанностей военной службы в контексте ст. 7 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (во время военных действий), а получена в результате прохождения военной службы, а потому он не может считаться инвалидом войны.
Без внимания кассационного суда осталось и то, что ВСУ по другому делу уже сделал вывод об отсутствии у истца оснований для получения статуса инвалида войны применительно к требованиям ст. 7 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».
Напомним, что согласно изменениям Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» статус инвалида войны могут получить лица, которые стали инвалидами вследствие ранений или других повреждений здоровья, полученных во время массовых акций общественного протеста в Украине с 21 ноября 2013 года по 21 февраля 2014 года.
Марина Ясинская
Немає коментарів:
Дописати коментар