-->
☢ ☢   Любите Родину - Мать вашу!        Якщо ви не боретеся за свої права, у вас їх заберуть!        Заявка на кредит онлайн        Бесплатные кредитные карты        Реклама в анонімних оголошеннях    ☢ ☢

Павел Розенко: "У нас не будет отдельных пенсий для депутатов, госслужащих, судей и силовиков"

Сегодня парламент намерен рассмотреть пакет законопроектов, которые могут дать старт новой пенсионной реформе

Правительство предлагает провести очередную пенсионную реформу: отменить все спецпенсии для ВИП-пенсионеров и приступить к внедрению обязательной накопительной пенсионной системы. Буквально сегодня парламент намерен рассмотреть пакет законопроектов, которые могут дать старт новой пенсионной системе. Какой она будет? Об этом мы поговорили с министром социальной политики Павлом Розенко.

— Скажу сразу, что предложенная нами пенсионная система стимулирует каждого человека с молодости «проектировать» свою будущую пенсию, — отметил Павел Розенко.

— Каким образом?

— Мы еще больше привязываем размер пенсии к вкладу гражданина в пенсионную систему на протяжении жизни. А точнее, предоставляем людям возможность накапливать себе на пенсию.

Отмечу, что закон, регулирующий все механизмы работы накопительной системы, был принят более десяти лет назад. И только недостаток политической воли не позволил тогда ввести ее в действие.

— Но в законе было четко указано, что накопительную систему нужно внедрять только после того, как бюджет Пенсионного фонда станет бездефицитным и на протяжении двух лет ВВП страны будет расти не менее чем на 2 процента.

— На самом деле создание накопительной системы позволило бы сделать Пенсионный фонд бездефицитным и привлечь в экономику Украины миллиарды гривен инвестиций. Что могло бы еще в то время стимулировать рост ВВП.

— Однако сейчас у нас падение ВВП, война, сложная политическая ситуация… Не лучший момент, наверное.

— Поэтому мы и вводим систему не со следующего года, а с 2017-го. В 2016-м Украину ожидает рост промышленного производства — как по прогнозам МВФ, так и по расчетам нашего Министерства экономики. 2016-й мы потратим на создание необходимых административных органов управления накопительной системой, на поиск управляющих компаний, организацию необходимых административных механизмов, усилим гарантии государства, в частности в лице госрегуляторов. А с 2017 года начнутся полноценные перечисления в обязательную накопительную систему.

Но для того, чтобы это удалось сделать в срок, уже сейчас нужно принять пакет из четырех законопроектов, которые мы внесли в парламент. Без этих законов наша пенсионная система не сможет не только развиваться, но и дальше существовать.

— Тогда расскажите, как именно изменится пенсионная система после реформы.

— Мы предлагаем ввести трехуровневое пенсионное страхование, которое позволит человеку после выхода на заслуженный отдых получать выплаты из трех разных источников, а не из одного, как в настоящее время.

— А как работает пенсионная система сейчас?

— К сожалению, у нас сегодня функционирует только одна составляющая трехуровневой системы — солидарная. Это система, при которой работающие люди платят взносы. Деньги поступают в Пенсионный фонд и сразу же, с «колес», распределяются между нынешними пенсионерами. То есть работающее поколение содержит неработающее.

Посчитаем. В Украине около 12 миллионов работающих людей и почти 13 миллионов пенсионеров. То есть фактически каждый трудящийся содержит одного пенсионера. Средний размер взносов составляет около 40 процентов зарплаты. При таком уровне взносов и при нынешней средней зарплате в 3500—3800 гривен солидарная система может обеспечить среднюю пенсию на уровне 1400—1500 гривен. Не более. И для повышения пенсий только при помощи одной солидарной системы нам пришлось бы увеличивать взносы.

— Сделать их больше 40 процентов? Это немыслимо! Работодатели и так стонут…

— Вот именно поэтому нам и понадобились второй и третий уровни пенсионного страхования. Накопительные. Которые позволят довести размеры пенсий до 60—65 процентов заработка.

Такие пенсионные системы существуют во многих странах мира. Мы предлагаем внедрить одновременно две накопительные системы — третий и второй уровни. Второй — это государственная система. Третий — система частных накопительных пенсионных фондов.

И та и другая предполагают, что человек на протяжении всей своей жизни откладывает деньги на пенсию. Просто отчисления на второй уровень будут обязательными для всех людей, которым к 1 января 2017 года еще не исполнилось 35 лет, и добровольными для граждан в возрасте от 35 до 55 лет.

Отчисления на третий уровень (негосударственные пенсионные фонды) осуществляются сегодня исключительно добровольно. Например, если человек захочет сам себя застраховать для увеличения будущей пенсии или предприятие решит застраховать своих сотрудников, чтобы покрепче «привязать» их к фирме.

— Можно же просто деньги в банк складывать.

— Тут есть существенная разница: выплату накопительных пенсий из системы государственного пенсионного страхования гарантирует государство, а возврат денег из банка — только сам банк. Или, в худшем случае (при банкротстве финучреждения), — Фонд гарантирования вкладов населения.

Есть еще один важный психологический момент: деньги, собранные в накопительной системе, можно будет унаследовать. Если сейчас человек, который всю жизнь платил пенсионные взносы, умирает до выхода на пенсию, его взносы просто… пропадают. А из накопительной системы они будут переданы наследникам.

— Однако деньги со временем обесцениваются. Каковая сейчас ценность тех 100 гривен, которые я положила бы в накопительную систему в 2006 году?

— Правильный вопрос. Все средства накопительной системы пенсионного страхования будут инвестироваться. Причем прибыльно. Этим займутся специальные управляющие компании, а контролировать процесс станет государство в лице накопительного фонда.

— Насколько успешно могут быть вложены пенсионные деньги?

— Насколько это возможно. К вашему сведению, американские пенсионные фонды являются одними из наиболее крупных и успешных инвесторов в США и в мире.

— Но мы не США…

— Что касается Украины, то на государственном уровне мы гарантируем покрытие инфляционных процессов. Это минимум. Но мы надеемся на более существенное приумножение поступающих в накопительную систему средств.

— Почему?

— Потому что внедрение государственной накопительной системы позволит только в 2017 году обеспечить инвестиционный ресурс в размере 6 миллиардов гривен. А в последующих — 8—9 миллиардов гривен ежегодно. Это даст мощный толчок развитию экономики и фондового рынка. Кроме того, станет ярким маркером для зарубежных инвесторов.

— Я правильно поняла: вы рассчитываете, что уже в 2017 году люди начнут платить взносы в накопительную пенсионную систему и общий размер этих взносов составит около 6 миллиардов гривен?

— Да. По нашим подсчетам, в первый год к системе накопительного пенсионного страхования будет привлечено около 5 миллионов человек.

Кроме того, с 1 января 2016 года (то есть на год раньше) мы начинаем программу профессионального страхования — тоже в накопительной системе.

— Что это значит?

— Дело в том, что с января 2016 года мы переходим к единому принципу начисления пенсий. Больше никаких ВИП-пенсий в нашей стране не будет. Особенно финансируемых за счет обычных граждан — плательщиков страховых взносов. У нас не будет отдельных пенсий для народных депутатов, госслужащих, прокуроров, судей, таможенников, налоговиков и так далее, чьи выплаты сегодня назначаются не за счет персональных вкладов человека, а в результате применения специальной формулы.

— Какой формулы?

— Ну, допустим, если у обычного человека пенсия составляет около 40—50 процентов его зарплаты, то у спецпенсионера — от 60 до 90 процентов. Выплата оказывается выше только за счет этих процентов.

И вот теперь мы наконец-то прекращаем делить украинцев на сорта и вводим единую для всех и поэтому справедливую пенсионную систему: размер пенсии зависит только от того, сколько человек перечислил взносов и как долго их платил, поскольку с 1 января 2016 года пенсии будут назначаться всем по нормам одного «страхового» закона. К тому же, чтобы узнать, какой у человека будет размер выплат, ему не придется пересматривать более 20 законодательных актов, принятых в разное время.

— То есть всем спецпенсионерам, которые сейчас получают высокие пенсии, с 1 января станут выплачивать обычные пенсии?

— Нет. Вы неправильно поняли. Никаких перерасчетов не будет, и все выплаты, которые сейчас люди получают, останутся в прежнем размере. Речь идет только о назначении новых пенсий: их с 1 января мы будем насчитывать по единой формуле. Для всех.

— Я слышала, что особые пенсии военнослужащим останутся даже после реформы.

— Да. Военнослужащие и приравненные к ним — единственная категория пенсионеров, у которых будет отдельный пенсионный закон. Но справедливости ради нужно отметить, что именно эта категория сильно пострадала во время проведения неудачной пенсионной реформы 2011 года.

— Скажите, пенсии чернобыльцам тоже отменят?

— Нет. Поскольку это не пенсии, а скорее компенсация за потерянное здоровье. Социальные выплаты гражданам, пострадавшим от крупной техногенной катастрофы.

— Многие люди имели право раньше выходить на пенсию. Например те, кто работает на особо вредных и тяжелых производствах (шахтеры, трактористы, машинисты поездов), те, кто имеет право на пенсию по выслуге лет (авиадиспетчеры, летный состав и так далее). Что будет с ними?

— Действительно, у нас в стране много людей имеет право отправиться на заслуженный отдых на пять — десять лет раньше. И мы их этого права не лишим. Вопрос в другом. Постепенно финансирование более раннего выхода на пенсию будет перекладываться на плечи накопительной системы. И именно для таких граждан уже с 1 января 2016 года мы вводим профессиональное накопительное страхование.

— Кто будет платить за них дополнительные взносы в накопительную систему?

— Работодатели, конечно! Предприятия, использующие труд этих людей, и станут платить взносы за время их работы в тяжелых и вредных условиях.

— И они будут выходить на пенсию раньше?

— Да. Но при этом до наступления общего пенсионного возраста их пенсия будет финансироваться только за счет накопительной системы.

Переход будет тоже постепенным: для граждан в возрасте до 35 лет, работающих на вредных производствах, профессиональная накопительная система станет обязательной. Для остальных пенсионное обеспечение (пенсии по выслуге лет и досрочный выход на заслуженный отдых) останется прежним.

— Уточню: а кто сейчас финансирует досрочные пенсии этим людям?

— По закону это полагается делать за счет работодателей. Однако проблема заключается в том, что многие предприятия (шахты, заводы, фабрики), где люди заработали себе досрочную пенсию, уже давно закрылись. Так что финансировать эти суммы некому. Приходится выплачивать их из бюджета.

— Сейчас госслужащие и все, кто к ним приравнивается (научные работники, таможенники, налоговики, сотрудники государственных СМИ), платят из своего заработка не 3,6 процента единого социального взноса, а 6,1 процента. То есть получается, что люди платили больше, а права на повышенную пенсию не получат?

— Не получат. В то же время гражданам, которые, работая на госслужбе и в приравненных к ней должностях, платили повышенные взносы, после выхода на пенсию будет выдаваться одноразовая материальная помощь за счет государства. Но только в том случае, если к моменту начала реформы у них накопится не менее десяти лет стажа работы на госслужбе.

— Сколько придется платить в накопительную систему?

— В 2017-м мы начинаем перечислять в накопительную систему 2 процента зарплаты. И каждый год будем увеличивать размер взноса на один процент, чтобы довести его уровень к 2022 году до 7 процентов.

Эти взносы будут удерживаться из зарплаты человека. В то же время (и это очень важно!) общий размер единого социального взноса, который платят и работодатели, и работники, не увеличится. То есть на те 2 процента, которые мы из зарплаты работника направим в накопительную систему, уменьшится взнос для работодателя.

— Но ведь за счет взносов работодателей фактически финансируется солидарная система. Не возникнут проблемы с выплатой пенсий из-за нехватки средств?

— Благодаря тому, что с 2016 года мы отменяем спецпенсии, у нас освободится ресурс для проведения реформы. Дополнительный источник — растущая экономика.

— А для чего тогда нужен третий уровень — негосударственные пенсионные фонды?

— Я бы так сказал: для создания атмосферы здоровой конкуренции. Если вы захотите положить деньги в банк, вы ведь будете выбирать более надежное финучреждение, выгодные условия, высокую ставку?

— Конечно.

— И банки стараются создать привлекательные условия для того, чтобы люди несли к ним деньги и клали на депозиты. Так же будет работать и негосударственное пенсионное страхование.

— Ничего себе! Нам придется выучить основы фондового и финансового рынков и внимательно следить за биржевыми сводками.

— На самом деле так живет весь мир. Человек несет ответственность за свой выбор, за свои деньги и за свое будущее. И нам тоже надо к этому привыкать и стремиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

I am free