— До сих пор не решено много вопросов по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Хотя имеем хорошие технологии, привлекаем средства мирового сообщества. Эти ресурсы используют неправильно, — говорит 73-летний Владимир Шидловский, заместитель главы международного Союза инвалидов ликвидаторов аварии на ЧАЭС.
К 30-летию Чернобыльской трагедии Министерство экологии и природных ресурсов предложило создать в зоне отчуждения радиологический биосферный заповедник. Площадь загрязненной зоны — около 260 тыс. га.
— Чернобыльская зона до сих пор опасна, — продолжает Владимир Устинович. — На центральной дороге Припяти уровень радиации низкий. Но уже в нескольких метрах на обочине или в покинутых зданиях он выше в десятки раз.
На зараженной территории вырубают лес. Остаются километры голой земли. Древесину продают частным фирмам, которые делают из нее мебель или дрова.
После аварии много радиоактивных веществ попали в Киевское море. Но вылов рыбы не прекратили. Ее можно купить на рынках. Это очевидные нарушения, однако никто не занимается их решением.
Вы часто ездите в Чернобыль?
— В прошлом году был шесть раз. Пишу книгу о Чернобыльской трагедии. Важно чувствовать атмосферу города. Говорю с людьми, которые там живут. Каждый раз, когда приезжаю в зону, понимаю, какой это был подвиг нашего народа. Люди ехали осознавая, что страну нужно спасать. Она не была готова к такой аварии. Действовали неорганизовано. Привлекли сотни тысяч людей, хотя хватило бы и десятков тысяч.
Официально ликвидацию аварии завершили в декабре 1986-го. Потом началась работа с последствиями. Люди, которые в это время приезжали работать в зону, уже не получали такого облучения, как сначала. Многие ехали из-за денег. Между собой мы называли их "заробитчанами".
Какое количество реальных ликвидаторов?
— На 1995 год инвалидов-ликвидаторов было около 30 тысяч. Сейчас зарегистрировано 116 тысяч инвалидов Чернобыля. Из них 67 тысяч имеют удостоверение ликвидатора. Большинство — абсолютно здоровые люди, которые не имеют никакого отношения к аварии.
Настоящих ликвидаторов остается все меньше. Из нашей организации, которая объединяла 17 тысяч человек, живы полторы тысячи. В свое время президент Ющенко говорил, что 40 процентов зарегистрированных чернобыльцев не причастны к ликвидации аварии. Правдами-неправдами получили удостоверение, чтобы иметь большие пенсии и льготы. Государство пока что закрывает на это глаза. Боится возмущений в обществе.
Проблема и в том, что с 1986 года выдавали удостоверение "Ликвидатор аварии на ЧАЭС". В 1991-м правительство изменило формулировку: "Пострадавший в результате аварии на ЧАЭС". То есть ликвидаторов приравняли к жителям Чернобыльской зоны.
Какую социальную помощь получают ликвидаторы?
— Радиация — это болезнь. Она разбивает клетки, нервную систему. Чтобы поддерживать здоровье, нужны деньги. С 2005-го в "чернобыльский закон" начали вносить ограничения относительно выплат. Раньше пенсия ликвидаторов аварии составляла 10 прожиточных минимумов (с 1 января 2016 года прожиточный минимум — 1330 грн. — ГПУ). В настоящий момент средняя пенсия чернобыльцев — 3400 гривен. Максимальная — 8 тысяч. Львиную долю этой суммы съедает инфляция. Вдвое уменьшились доплаты. На пенсию выше 3700 гривен установили 15 процентов налога, отменили льготы для чернобыльцев второй категории, перестали выдавать путевки в санаторий. Для первой категории ликвидаторов ограничили льготы.
Документальный фильм "Российский дятел" подает версию, что власть Советского Союза умышленно организовала Чернобыльскую катастрофу. Хотели скрыть, что радиолокационная установка "Дуга", на которую потратили много денег, неэффективна. Как относитесь к такому предположению?
— Причина аварии в другом. К 1 мая руководство Чернобыльской АЭС планировало провести эксперимент, от которого отказались все атомные станции Союза. Атомная энергия должна была производиться после отключения генераторов, по задумке. Когда это сделали, оказалось, что водяная система охлаждения неисправна. Не справилась с таким повышением температур. Избыток энергии спровоцировал взрыв.
Известно, что работники комитета госбезопасности, которые следили за подготовкой к эксперименту, готовили докладные записки руководству страны. Но никаких попыток предотвратить аварию они не сделали. Когда же осознали угрозу, от Владивостока до Киева поставили пустые пассажирские поезда. Чтобы в случае аварии отселить людей.
Автор: Тамила МИХЕЕВА
Немає коментарів:
Дописати коментар