Да, механизм реализации права на получение социальных выплат действительно претерпел изменения. Ведь Рада поручила определение порядка осуществления выплат Кабмину, то есть изменила институт, обеспечивающий достижение предписаний закона. Но разве этим дело ограничилось?
По нашему мнению, изменился не только механизм реализации права, механизм начисления соцвыплат, но и содержание и объем прав на их получение. Как отмечено в
Решении КСУ от 22.09.2005 года № 5-рп/2005, содержанием прав являются
условия и средства, составляющие возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Объем прав - это сущностное свойство, выраженное
количественными показателями возможностей человека, которые отображены соответствующими правами и не являются однородными и общими.
В действительности изменился не только механизм реализации права на социальную помощь, но и содержание и объем этого права |
В данном случае ограничение права на социальную помощь выразилось в том, что Кабмину было поручено обеспечить такие выплаты не в порядке и размере, установленном законами
"О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы",
"О социальной защите детей войны" и
"О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц",
а в порядке и в размерах, определенных им самим. При этом отталкиваться КМУ должен был не от предписаний законов, а от наличного финансового ресурса бюджета ПФУ. Уже это говорило о сужении содержания и возможном сужении объема права на социальную помощь для чернобыльцев, детей войны и военнослужащих.
Заключение КСУ о том, что изменение механизма начисления определенных видов социальных выплат возможно до того предела, за которым ставится под сомнение сама сущность содержания права на социальную защиту, также не выдерживает критики. Кто должен определять этот "предел"? Каков он? Соответствует ли этому постулату фактическая ситуация с выплатами в 2011 году?
Ведь, вместо выплат, положенных по закону, Кабмином были установлены
выплаты в десятки, а то и сотни раз ниже! Так, например, пенсии неработающим пенсионерам, проживающим в зоне усиленного радиологического контроля, согласно ст. 39 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", должны были увеличиваться на одну минимальную заработную плату (1004 грн. по состоянию на декабрь 2011 года). Вместо этого
постановлением КМУ от 06.07.2011 № 745, принятым во исполнение п. 4 раздела VII Закона "О Государственном бюджете на 2011 год" им была установлена надбавка в размере... 5,2 гривен (
в 193 раза ниже!). И так со всеми иными льготами, которые местами были снижены до минимальных размеров.
Разве это не изменение механизма начисления социальных выплат до того предела, за которым ставится под сомнение сама сущность содержания права? Если нет, то каков он, этот "предел"? 1 гривна? 1 копейка? Еще ниже?
Кроме того, как состыкуется возможность изменения механизма начисления социальных выплат, в результате которых они фактически уменьшаются, с ч. 3 ст. 22 Конституции и всей предыдущей практикой решений КСУ? В частности, с
Решениями от 22.05.2008 № 10-рп/2008, от 18.06.2007 № 4-рп/2007, от 01.12.2004 № 20-рп/2004, от 11.10.2005 № 8-рп/2005. Почему в этих и многих других аналогичных случаях он принимал решения о неконституционности законов, сужающих права граждан, а в Решении № 20-рп/2011 - даже не рассматривал вопрос о том, повлекло ли изменение механизма реализации права фактическое сужение его содержания и объема?
Ответы на эти вопросы КСУ в своем Решении № 20-рп/2011 не дал, чем породил еще больше поводов сомневаться в объективности, разумности и справедливости своего решения.
Ручной бюджет
Заключение КСУ: Верховная Рада, определив Кабмин государственным органом, который должен обеспечивать реализацию социальных прав граждан, дала ему право определять порядок и размеры социальных выплат исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда, что согласуется с функциями правительства, определенными в пунктах 2, 3 статьи 116 Конституции.
Мнение "Ю&З": Заключение о правомерности наделения Кабмина через Закон "О Государственном бюджете на 2011 год" полномочиями по определению размера выплат - верх непоследовательности КСУ. Ведь до этого он регулярно повторял одно и то же: нельзя законами о бюджете вносить изменения в другие законы или изменять правовое регулирование отношений, являющихся предметом регулирования иных законов (см.
Решения от 24.06.99 № 6-рп/99, от 20.03.2002 № 5-рп/2002, от 09.07.2007 № 6-рп/2007, от 22.05.2008 № 10-рп/2008).
Заключение о правомерности наделения Кабмина законом о бюджете полномочиями по определению размера выплат - верх непоследовательности КСУ |
Более того, год назад,
Решением от 30.11.2010 года № 22-рп/2010 КСУ признал неконституционной аналогичную норму
Закона "О Государственном бюджете Украины на 2010 год", позволявшей Кабмину осуществлять пересмотр некоторых размеров выплат. Теперь же, вопреки предыдущей десятилетней практике, основываясь на принципе сбалансированности бюджета, КСУ пришел к совершенно противоположному заключению.
Критиковать это Решение КСУ можно еще долго, оспаривая как заключения КСУ, так и аргументы, положенные в это заключение. Но изменить что-либо уже все равно не удастся. А потому вкратце сформулируем
главные последствия принятия Решения № 20-рп/2011:
- чернобыльцы, дети войны и военнослужащие не смогут добиться через суд выплаты им социальных льгот за вторую половину 2011 года (после 23.07.2011, когда постановление КМУ от 06.06.2011 № 745 вступило в силу) в размере и объеме, определенных Законами "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", "О социальной защите детей войны" и "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц";
- правительство получило правовые возможности для передачи ему полномочий по определению размеров и порядка осуществления любых видов социальных выплат;
- законом о бюджете может изменяться правовое регулирование отношений, являющихся предметом регулирования иных законов;
- государство может изменять механизм реализации социально-экономических прав, в том числе сужая объем и содержание этих прав;
- государство может не только устанавливать, но и уменьшать социально-экономические права в зависимости от своего финансового положения;
- практика толкования законов Конституционным Судом может меняться самым кардинальным образом.
Если наметившиеся тенденции и подходы в толковании Конституции со стороны КСУ продолжатся, то не станет откровением не только легализация пенсионной реформы или норм
Закона "О Государственном бюджете Украины на 2012 год", снова предоставляющих Кабмину полномочия по определению размеров соцвыплат. Вслед за социальными льготами участь ограничения во имя сбалансированности бюджета может коснуться других социально-экономических прав: на оплату труда (в первую очередь, бюджетникам), на отпуск, на забастовку, на жилье, на бесплатную медицину и образование и проч. Во всяком случае, в части, которая урегулирована законами, а не Конституцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение КСУ от 26.12.2011 № 20-рп/2011 нивелирует закрепленный ст. 22 Конституции принцип невозможности сужения объема и содержания существующих прав и свобод граждан. Оно противоречит предыдущим решениям КСУ относительно социальных выплат и возможности внесения изменений в другие законы нормами закона о госбюджете, а также открывает государству возможности по нивелированию сущности этих и других социально-экономических прав путем изменения механизмов их реализации во имя экономической целесообразности и сбалансированности бюджета.
18 коментарів:
Всё правильно,пускай составят исковое заявление в европейский суд и выложат на сайте,или бесплатно низззя?
будем очень ждать ,когда выложите заявление в европейский суд и я думаю очень многие, но что разве бесплатно не захотите.Но предложение ваше какое.
А как быть тем у кого на руках решения судов? Их должно выполнять государство? Или в нашей стране святым есть решение суда только в отношении Тимошенко?
Шановні колеги.На мою думку не потрібно сильно розраховувати на Європейський суд, бо в нього є правила звернення до нього. Перед тим, як звернутися в Стразбург, ми повинні пройти все Українське судочинство, від початку до кінця.Якщо після постанови останнього суду пройшло більше 6-місяців, Європейський суд не буде розглядати вашу справу і документи які були направлені, вам повернені небудуть. Напротязі року ви не зможете потім звернутись, бо потрібно, щоб пройшов рік,тільки тоді ваша справа буде вилучена із реєстра, і тільки потім можна буде звернутись в суд.Ну і на закінчення Європейський суд, це та сама лотарея, як кому повезе. Вибачте може комусь не сподобалось, що я написав, але це на сьогодняшний день гірка правда.
Я не могу понять какие все инстанции если моё решение вступило в законную силу и выполнялось, потом пришел дядя азаров и положил свой член на все эти решения, тупо не буду выполнять и все,и какие после этого все инстанции,какие суды, какие ИМЕНЕМ УКРАИНЫ, если один человек по большому счету не кто и звать его не как не выполняет решения судов.
Шановні, не потрібно черезчур великі надії иати на Європейский суд, справа це морочлива і затяжна, ще і в наших судах не всі методи вичерпані, те що вчинив Пенсійний фонд лежить в площині Кримінального Кодексу, мають всі ознаки злочину, передбачені ст. 175 ч 2; ст. 356 КК України, заподіяно збитків, які у 250 і більше разів перевищують неоподаткований мінімум доходів громадян, що кваліфікується згідно ст. ст. 364 - 367 як тяжкі наслідки (за листопад, грудень і січень збитки складають 17 тисяч 238 гривень), ч. 2 ст. 364; ч. 1 ст. 365; ч. 2 ст. 367, ч. 2 ст. 382 КК України, а тому подавайте адміністративні позови до суду, на невиконання судових рішень, нехай вони ще херні понаписують, будуть вагомі підстави для Європейського, я вже позавчора подав позов, просив розглянути в скороченому провадженні, подивимось.
харьковчане создают новую ОРГАНИЗАЦИЮ---но информации НОЛЬ.
Сергей пишет...
"харьковчане создают новую ОРГАНИЗАЦИЮ---но информации НОЛЬ."
А какая тебе нужна информация? И скакой целью?
Не проще ли позвонить по указанному там телефону и всё узнать?
А цель у НАС одна (я так думаю)ОБЪЕДИНЕНИЕ а потом ОТСТРАНЕНИЕ всех этих азаровых,андреевых,винниковых и т.д.и ВОСТАНОВЛЕНИЯ НАМ всех законов и соцвыплат (это вкратце)
Сергею:Прикольно у Тебя получается,- сначала спрашиваеш,а потом сам-же и отвечаеш,буквально на все вопросы которые хотел задать кому-то.Вот и следует заняться тем о чем сам пишеш. Думаю,что сейчас нормальные люди этим занимаются по всем областям.Как потеплеет на улице,результаты будут очевиднее.Очень хотелось бы увидить это.
и все таки в европейский суд подавать надо,потому что КСУ применил это решение ,как при надзвичайному стану.А может нам правительство предлагает просить убежище в Чехии,так как в Украине нет денег для содержание чернобыльцев.Но ведь это наша Родина,кому еще мы нужны,будем ждать пока нас снова полюбят или этого уже не будет?
Перед Новым годом я подав позов на невыконаня решений суда. завтра 16 янвр.в 9-00 будет суд.Надежды мало,но я пойду.
Петя напишите ,какое решение вынес суд,будем ждать.
Ребята, руководители наших областных организаций испугались, вот и имеем результат, что андреев сидит на месте. А надо сначала всех предателей ликвидировать, а потом все вместе и ... . А то новых организаций наплодить можно много, в каждой области, а толк будет? Каждый будет гребти в свою сторону, я каждый раз повторяю, власти этого какраз и нодо, чтобы по одиночку нас передавить.
vados пишет...
"Ребята, руководители наших областных организаций испугались, вот и имеем результат, что андреев сидит на месте. А надо сначала всех предателей ликвидировать, а потом все вместе и ..."
Вот и приезжай 18.01.2012 на совет областной организации СЧУ, который все никак не рассмотрит вопрос о текущей ситуации в ВГОИ СЧУ и в Харьковской облорганизации СЧУ, о том, как делегаты ХІІІ Всеукраинской конференции ВГОИ от Харьковской области выполнили единогласное решение Харьковской областной конференции. Совет, проведение которого Губарев с Винником затягивают с середины декабря - то соберемся перед новым годом 30-го, то нет Винника и соберемся 11.01.12, то прокопенко очень агрессивный и соберемся 18.01.2012, то ещё что-нибудь...
получил пенсию меньше положеной
Все верно,так оно и есть,все андреевские ублюдки до сих пор тянут время что бы людям снова вешать лапшу на уши.Однозначно необходимо их исключать из организаций и забыть о них навсегда.Прийдется очевидно силой тянуть этих тварей на общественные сборы потому как документация пока у них.Твари зря только время затягивают,знают что им пипец.Вот так и та тварь андреев,будет упираться.
Экспертом быть не надо, что бы сделать заключение о том, что КОНСТИТУЦИЮ в нашей стране упразднили, Конституционный Суд стал карманным. Отсюда - наш ГАРАНТ уже не гарант, а диктатор.
Дописати коментар