-->

28.03.12

Как обратиться в Европейский Суд?

Европейский суд по правам человека – международный орган Совета 

Европы, который может рассматривать заявления, поданные лицами, жалующимися на нарушение их прав человека и основополагающих свобод. Условия рассмотрения Судом заявлений определяются европейской Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года. Конвенция является международным договором, на основании которого большинство европейских государств обязались придерживаться прав и основополагающих свобод человека.

Основные права человека определяются и их защита гарантируется непосредственно самой Конвенцией, а также дополнительными протоколами к ней (Протоколы № 1, 4, 6, 7, 12 и 13), согласие на обязательность которых дана государствами – сторонами Конвенции.

Украина ратифицировала Конвенцию 17 июля 1997 года Законом N 475/ 97-ВР. В настоящее время в Украине также действует Закон “Об исполнении решений и применении практики европейского суда по правам человека” от 23 февраля 2006 года N 3477-IV, а также изданное на основании этого закона Постановление Кабинета Министров Украины от 31 мая 2006 г. N 784 “О мерах по реализации Закона Украины “Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека”.

Но украинские нормативные акты определяют только порядок исполнения решений Европейского суда, а основания и порядок обращения в Суд физических и юридических лиц из Украины, а также с претензиями к Украине определяется исключительно Конвенцией и Протоколами к ней.

В Суд может обратиться любое физическое или юридическое лицо, не являющееся государственным органом (предприятие, неправительственная организация), если оно считает, что его права или основоположные свободы, предусмотренные Конвенцией, нарушены любым из государств, которые являются частниками (сторонами) Конвенции. Т.е., например, украинцы имеют право судиться не только с Украиной, но с любой страной – участницей Конвенции.

Юрисдикцию суда признают все западноевропейские, североевропейские и среднеевропейские государства, Турция. Из государств – участниц СНГ Конвенцию ратифицировали, кроме Украины также Россия, Азербайджан, Грузия, Армения и Молдова.

При этом, ответчиками в таких делах не могут быть какие бы то ни было физические или юридические лица, ответчиком может быть исключительно – государство, или несколько государств.

Еще раз следует подчеркнуть, что Суд может рассматривать только те заявления, в которых речь идет о нарушении одного или нескольких гарантированных Конвенцией и протоколами к ней прав.

В соответствии со статьей 32 Конвенции, юрисдикция Европейского суда распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней и которые передаются на его рассмотрение, согласно статей 33, 34 и 47 Конвенции.

Особо следует отметить, что Суд не выполняет функции, присущие национальным судам, не имеет полномочий отменять или изменять решения национальных судов. Суд также не может непосредственно вмешиваться в деятельность органов власти государств, действия или бездеятельность которых привела к нарушению прав или свобод. Т.е., если Вы судились в Украине и Вам не нравятся вынесенные украинскими судебными инстанциями решения, то Европейский суд не будет решать – правильными или нет, были эти решения, не будет изменять их или отменять, и даже не будет требовать этого от государства. Суд также не будет давать указания органам власти Украины. Суд выясняет исключительно один вопрос: были ли нарушены Ваши права и свободы, предусмотренные Конвенцией?

Для более точного понимания этого – несколько сложного для восприятия момента, наверное, следует привести несколько примеров.

Предположим, что Вы судились в Украине с соседом из-за межи. Или – с горсоветом из-за того, что Вам квартиру предоставили не Вам, а кому-то другому. Судебный процесс длился 3 года, но суд не стал на Вашу сторону, хотя на Ваш взгляд, у Вас были достаточные доказательства Вашей правоты. Вы подаете заявление в Европейский Суд, но он не будет выяснять – кто на самом деле был прав: Вы или сосед, Вы или горсовет, не будет проверять – правильными или нет были вынесенные по Вашему делу судебные решения. А вот, если Европейский Суд установит, что во время такого рассмотрения было нарушено Ваше право на рассмотрение дела в разумные сроки, Украина будет признана виновной в нарушении Ваших прав.

Еще один из распространенных примеров – нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Это не означает, что Европейский Суд будет проверять справедливость решения национального суда. Он будет проверять, предоставили ли Вам доступ к судебному разбирательству и к обжалованию судебного решения. Предположим, что Вы подали иск с соблюдением всех предусмотренных законом требований, а суд не хочет его рассматривать… Или Вы своевременно подали апелляцию, а ее не приняли к производству, или отказали в апелляционном рассмотрении (даже, если так предусмотрено национальным законом).

Современными примерами могут быть постановления об оставлении без рассмотрения исков детей войны и других исков по поводу социальных выплат, из-за отсутствия законодательного регулирования этого вопроса. При этом, Европейский Суд не интересует, есть ли в Украине соответствующий закон или нет – это проблемы и ответственность государства.

Нарушением прав человека Европейский суд признает также неисполнение решений национальных судов. Например, по одному из подготовленных нашим адвокатским бюро заявлений в ЕС (возможно, что и еще кто-то судился по тому же поводу), Украина была вынуждена внести изменения в закон «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», относительно моратория на исполнение судебных решений предприятиями ТЭК.

Что касается уголовных дел, то такими нарушениями прав человека являются, например, применение работниками правоохранительных органов к подозреваемым, обвиняемым пыток, иного насилия. И если кто-то, будучи подверженным такому насилию во время досудебного следствия, заявлял об этом в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции, ссылался на это в апелляционной и кассационной жалобах, а национальный суд не обратил на это
внимания, Европейский Суд, в случае доказанности факта насилия, признает государство ответственным. Но при этом, Суд не будет решать вопрос о виновности или невиновности жалобщика по предъявленному ему обвинению, о правильности приговора.

Безусловно, что это не все примеры, но необходимо понять суть: Суд не рассматривает по сути дела, которые рассматривались национальными судами, не проверяет правильность решений этих судов, а только выясняет – не были ли нарушены при этом Ваши права, предусмотренные Конвенцией.

Если Ваши права и свободы были нарушены, Суд назначает в Вашу пользу с Украины справедливую сатисфакцию. Впрочем, сатисфакция назначается, как правило, достаточно солидная.

Суд может рассматривать только те заявления, которые направлены против государств, ратифицировавших Конвенцию и соответствующие протоколы, и исключительно те, которые касаются событий, происходивших после даты ратификации соответствующим государством. Т.е., относительно Украины, претензии принимаются, если событие, ставшее поводом для обращения, состоялась после 17 июля 1997 года.

В Суд можно обратиться только с жалобами, предмет которых находится в сфере ответственности органов власти (парламента, Президента, суда, прокуратуры, ОВД и т.п.). Суд не рассматривает заявления, направленные против частных лиц или против негосударственных учреждений.

Суд принимает заявления к рассмотрению только после того, как были использованы все внутренние средства юридической защиты, т.е., если Вы прошли все украинские инстанции и дальше обращаться уже не куда, или не имеет смысла. Например, если решение Ваших проблем было в компетенции украинских судов, то Вы должны были пройти все судебные инстанции: суд первой инстанции, апелляцию и кассацию. Если Вы не обращались в национальные суды за защитой Ваших прав, Вы должны в своем заявлении доказать, что такие средства защиты являются неэффективными. Но это Вам едва ли удастся, поскольку Европейский Суд не станет утверждать, что та или иная национальная судебная система в целом не является эффективным средством защиты прав. Поэтому очень важно до обращения в Суд использовать все средства судебной защиты в государстве.

Если Ваше заявление касается решения национального суда, то после того, как Вы использовали все национальные процедуры судебного обжалования, не обязательно использовать внесудебные средства защиты, например обращаться с жалобами или заявлениями, к главе государства, в парламент, правительство, в министерства, к уполномоченному по правам человека, поскольку эти средства защиты не считаются необходимыми для обращения в Европейский Суд. Также следует отметить, что обжалование в порядке исключительного судопроизводства (вторая кассация) судей Европейского Суда тоже не интересует, поскольку они это считают излишней инстанцией. Так же, например, в России, Европейским Судом не признается необходимой надзорная судебная инстанция.

Используя надлежащие средства защиты, необходимо придерживаться национальных процессуальных правил, в частности, правил оформления исков, а также предусмотренных законодательством государства сроков (исковая давность, срок обращения в суд) – Европейский Суд обращает на это внимание.

Обжалование в Европейский Суд тоже имеет ограничения по срокам обращения. Оно возможно только в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения последней национальной инстанцией (например – кассационным судом). Шестимесячный срок отчисляется с момента Вашего ознакомления или ознакомления Вашего представителя с окончательным судебным решением, по результатам обычной процедуры обжалования на национальном уровне. В тех случаях, когда Вы считаете, что эффективное средство юридической защиты относительно такого нарушения на национальном уровне отсутствует – срок идет с момента нарушения Ваших прав, на которые Вы жалуетесь. Ход шестимесячного срока приостанавливается в момент получения Судом от Вас первого письма, в котором четко изложено – хотя бы в краткой форме – предмет заявления, которое Вы намерены подать, или заполненного формуляра заявления. Обычного запроса в Суд с просьбой предоставить какую-то информацию недостаточно, чтобы приостановить течение шестимесячного срока.

Официальными языками Суда являются английский и французский, но по желанию Вы можете обращаться в Секретариат Суда любим официальным языком любого из государств, ратифицировавших Конвенцию. Например, из Украины можно жаловаться на украинском, русском, на других – даже на турецком языках, если есть желание. А из России не только – на русском, а также на украинском, французском, на других.

На начальной стадии производства Суд также может состоять в переписке с Вами на том же языке, или на ином – по Вашему усмотрению. Тем не менее, если Суд не сочтет Ваше заявление неприемлемым (т.е. – почти примет к рассмотрению) и решит предложить правительству государства высказать свою позицию относительно жалобы заявителя, Суд будет вести дальнейшую переписку на английском или французском языке, а Вы или Ваш представитель будете должны присылать дальнейшие замечания на английском или французском языках. Впрочем, это далеко не всегда обязательно.

Суд принимает только заявления, присланные по почте (а не по телефону). Если заявление направлено по электронной почте или факсом, обязательно нужно продублировать его обычной почтой.

Заявление направляется в Суд в одном экземпляре, все приложения, которые Вы желаете приложить к своему заявлению, также направляются в одном экземпляре.

Какого бы то ни было нотариального или иного удостоверения Вашего заявления или приложенных документов не нужно, в том числе не требуется копия Вашего паспорта. Но, думаю, что понятно: приложенные документы не должны вызвать сомнений.

Ни какой пошлины, или каких-то иных денежных сборов, вроде нашего украинского ИТЗ, за подачу заявления в Европейский Суд платить не нужно. Рассмотрение дела происходит бесплатно.

Суд не предоставляет заявителям помощь по оплате услуг адвоката для подготовки заявления в Суд, но при вынесении решения по Вашему делу учитывает Ваши расходы и включает их в сатисфакцию для государства. Впрочем, после решения Суда о направлении заявления правительству для предоставления замечаний, в случае недостатка средств для оплаты услуг адвоката, заявитель может претендовать на получение бесплатной юридической помощи, однако исключительно в том случае, если предоставление такой помощи Суд сочтет необходимым для надлежащего рассмотрения дела.

В целом, как правило, нет необходимости присутствовать лично в Суде для устного изложения обстоятельств дела.

Письма и документы, которые направляются в Суд, не рекомендуется прошивать степлером, склеивать или скреплять иным образом, лучше пронумеровать их.

Адрес суда: The Registrar European Court of Human Rights Council of Europe F-67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE – ФРАНЦИЯ.

После получения от Вас первого письма или формуляра заявления Секретариат Суда присылает ответ с сообщением о том, что на Ваше имя было заведено дело, номер которой следует указывать во всех следующих письмах в Суд. В последнее время секретариат Суда также направляет заявителям штрих-коды, которые необходимо наклеивать на свои почтовые отправления в суд. Вас также могут попросить предоставить дополнительную информацию, дополнительные документы или разъяснения. Если Вы желаете вести дело через представителя, Вам предложат заполнить доверенность, которую также не нужно заверять у нотариуса.


Такой вид имеют конверты, в которых ЕС присылает свои ответы и запросы (для увеличения изображения - кликнуть мышкой)

Вы должны своевременно и добросовестно отвечать на письма Секретариата Суда. Любая задержка с ответом (срок указывается в письме из Секретариата) может расцениваться Судом – как то, что Вы не заинтересованы в продолжении производства в Суде, и рассмотрение заявления, соответственно, прекращается, Ваше дело будет уничтожено. Правда, сроки на ответ Секретариат Суда дает немалые.

Постоянно вести переписку с Вами Секретариат Суда не будет, поэтому, если Вы желаете иметь подтверждения, что Суд получил Ваше письмо с дополнениями, направляйте их заказным письмом с почтовым уведомлением о вручении. Секретариат Суда также не предоставляет информации относительно законодательства государства, против которого направлено заявление, а также не предоставляет юридических консультаций относительно применения или толкования национального права.

Нужно иметь в виду, что в соответствии с правилом 33 Регламента Суда, все документы, поступившие в Секретариат Суда в связи с заявлением, за исключением поданных по поводу переговоров относительно дружеского урегулирования, как это предусмотрено правилом 62, должны быть доступными для общественности, если Глава Палаты Суда не решит иначе по собственной инициативе или по ходатайству стороны или иного заинтересованного лица. Т.е., по общему правилу, доступ ко всей информации, которая содержится в документах, предоставленных заявителем Секретариату Суда, в частности к информации о лицах, о которых речь идет в документах, является открытым. Кроме того, в случае если Суд изложит такую информацию в решении относительно приемлемости или относительно сути дела, или же в решении об изъятии дела из реестра дел Суда, ее может быть размещено в информационной базе Суда HUDOC на официальном интернет-сайте Суда.

О любом решении, вынесенном Судом по Вашему делу Суд Вас проинформирует. Но сразу следует отметить, что быстрого рассмотрения Вашего заявления в Европейском суде ожидать не следует. Даже, если Ваше заявление Суд признает приемлемым для рассмотрения, это будет довольно долго, в большинстве случаев – несколько лет.

Наше адвокатское бюро предоставляет помощь в оформлении заявлений физических и юридических лиц в Европейский Суд по Украине, России и Молдове, а также в консультативном сопровождении – до начала рассмотрения заявления Судом. Такие услуги предоставляются очно и заочно – средствами электронной почты.

После начала рассмотрения дела Судом услуги предоставляются только очно.

2 коментарі:

Анонім сказав...

Сколько стоит Ваша помощь?

Анонім сказав...

Пожалуйста, укажите контакты Вашего Адвокатского бюро.

Дописати коментар