Для подполковника медицинской службы с воинской специальностью "радиотоксиколог" Анатолия Нечипоренко первая встреча с Чернобылем состоялась 14 мая 1986 года: тогда он как главврач санэпидстанции Измаильского порта принимал детей, эвакуированных из чернобыльской зоны в пионерский лагерь "Орленок" в курортном поселке Лебедевка на берегу Черного моря.
- Мы встретили их автобусы в Белгороде-Днестровском, - вспоминает Анатолий Иванович, - по дороге покормили завтраком. А когда приехали на место, то всех провели через дозиметрический контроль, отправили в баню и полностью сменили одежду (часть вещей после стирки вернули, а часть отправили на спецзахоронение под Одессой). После этого дети поели - и все заснули.Намаялись в дороге…
На него было возложен контроль над состоянием здоровья маленьких чернобыльцев, которые жили у моря все три летних месяца.
А 20 сентября А.Нечипоренко по направлению Измаильского горвоенкомата уже был среди участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной.
-Мы стояли в селе Старые соколы, - рассказывает Анатолий Иванович. - Там разворачивался полк гражданской обороны Одесской области. Работы было много - строили жилье, палатки, медсанчасть, баню, одновременно вели дозиметрический контроль техники, принимали участие в очистке крыши третьего блока ЧАЭС и зачистке города Припять…
За скупыми фразами - работа, когда подъем - в 6 утра, в 7.30 (после завтрака) выезд на работу. Между этим и командирским совещанием, которое начиналось в 23.00 - бесконечная работа, где не было мелочей и рядовых моментов. Сухой закон, конечно, нарушали, признает собеседник, но о каком спирте или вине можно было говорить пожарным, которые по штурмовым лестницам добирались на 16-й этаж?
- Алкоголь притупляет чувство опасности, - говорит А.Нечипоренко. - А в этой ситуации такое недопустимо.
Что же до свободного времени, то его практически не было. И не потому, что работы было много! Но вначале и быт был не таким организованным, и, к примеру, купались на пунктах дезактивации - а дорога туда и обратно требовала времени. Даже ели поначалу из солдатских котелков - пока не построили столовую с пищеблоком.
- Питание было отличным - его обеспечивали Крым, Молдавия и Одесская область, - говорит собеседник. - Если же выпадал свободный вечер, то показывали кино. Вот запомнилось почему-то "Волга-Волга".
Но все же больше было работы.
- Каждый день работа была разной. Где было тяжелее? Помню первый выезд в Припять - современный молодой город, чем-то похожий на Ильичевск. Он был обнесен по периметру колючей проволокой и охранялся милицией. Мы приехали туда для проведения радиологической разведки на бронетранспортере, вышли - а там осень (конец сентября!) и оглушительная тишина. Никого - даже птиц нет.Разве кошки мелькали… Надо было с напарником разойтись в разные стороны - так он отказался! Тихо и пусто так, что просто жутко.
Анатолий Иванович рассказывает, как проходила зачистка Припяти: пожарные по штурмовым лестницам поднимались на балконы многоэтажек (вплоть до шестнадцатого этажа), сбрасывали вниз все, что было на балконах, а уже там, на земле, все это собирали, и со слоем грунта отправляли на места спецзахоронений.
- При обходе подъездов, которые готовились к консервации, я видел пустые квартиры, - объясняет А.Нечипоренко, - где, казалось, только что сидели люди, пили "по сто", но вдруг вскочили и уехали. А на столе все так и осталось. И детские вещи брошены на коляске - как обычно делают молодые мамы, чтобы не искать шапочку или кофточку… Помню, как военное поколение рассказывало об эвакуации, да и кадры кинохроники сороковых годов показывают те нескончаемые колонны беженцев… В Припяти все было почти также - только организованнее, но также люди бросали нажитое - и убегали от невидимой опасности, чтобы защитить свои жизни.
…Третий блок ЧАЭС вошел в жизнь Анатолия Ивановича 11 октября 1986 года.
- Те, кто был на крыше, выполняли разовое задание, - рассказывает Анатолий Иванович. - Например, надо был при зачистке крыши, где уровень радиации достигал 300 рентген, сбросить с нее вниз какой-то обломок, отлетевший при взрыве соседнего четвертого блока. К обломку подбегали люди в защитной одежде, хватали его - и если счетчик начинал звенеть - бросали и убегали. Им на смену приходила другая группа - и так малыми шагами этот обломок дотаскивали до края крыши, а затем и сбрасывали его вниз. Что-то вроде эстафеты… Но запомнилось не только это. Вдруг там стало ясно, что наши знания об оружии массового поражения - не теория. И ты понимаешь степень опасности, но от того, что эта опасность невидима, становится еще тяжелее…
На миг Анатолий Иванович замолкает - как будто опять переживает те 60 дней ликвидации, когда он из старшего лейтенанта медицинской службы стал капитаном и из командира токсикологического отделения отдельного медицинского взвода - командиром взвода, в подчинении которого находились около 70 человек.
- Чернобыль уходит все дальше… - размышляет он. - Но если бы не мощь СССР, Украине было бы тяжко справится с той бедой… Низкий поклон пожарным - они спасли мир. И горнякам, которые под реактором укрепляли его снизу… Летчикам, вертолетчикам - да всем, кто был там, в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС…
Справка: заведующий Дунайским бассейновым отделом государственного учреждения "Лабораторный центр госсанэпидслужбы Украины на водном транспорте", подполковник медицинской службы, инвалид войны второй группы Анатолий Нечипоренко награжден грамотами, благодарностями, памятным знаком "Участник ЛПА на ЧАЭС", "За мужество" и памятным знаком МВД "20 лет Чернобыльской катастрофы".
Напомним: на учете в управлении труда и социальной защиты населения Измаильского горсовета по состоянию на 1 апреля 2013 года находится 275 человек, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, из них 129 - участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
К годовщине Чернобыльской катастрофы за счет средств "Городской комплексной программы социальной помощи малообеспеченным ветеранам войны и труда, инвалидам и семьям с детьми на 2013 год" подготовлены 275 продовольственных наборов для лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, а также запланировано на предоставление адресной целевой материальной помощи лицам, пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы на общую сумму 28 тыс. грн.
В течение 2013 года лицам, пострадавшим от последствий Чернобыльской катастрофы, планируется за счет средств государственного бюджета предоставление бесплатных лекарств и осуществления бесплатного зубопротезирования на общую сумму 60 тыс. грн., 29 лицам - предоставление санаторно - курортных путевок для оздоровления в санаториях.
Немає коментарів:
Дописати коментар