-->

13.05.12

Чем сегодня живет Чернобыльская зона

Этот пост будет интересен тем, кому интересна Чернобыльская Зона и то, что происходит там со времен аварии. В частности – ее сегодняшняя жизнь.
Ольга Иваненко ,
журналист

Человека притягивает не только прекрасное вроде белого песка, роскошных пальм и лазурных вод на Мальдивах, но и «ужасное» вроде городов-призраков или мест техногенных катастроф. Чернобыльская зона относится к последнему, как вы догадываетесь. Лично для меня интерес к Чернобылю давно перерос из «притягательного ужаса», каким был лет эдак 15 назад в первую поездку, в профессиональный.

Регулярные поездки по работе в Зону отчуждения в какой-то момент надолго перестали быть интересными. И даже не в силу их «будничности», а оттого, что там годами ничего не происходило и не менялось (кроме медленного естественного и при регулярном посещении почти незаметного взгляду разрушения зданий в Припяти и буйства природы вокруг). Многолетние разговоры о новом саркофаге набили оскомину своей «пустотой».

В марте этого года, после пятилетнего перерыва, мне снова довелось посетить Чернобыльскую зону. И меня поразило то, что наконец-то там начало что-то происходить. Многочисленные вопросы моих знакомых, кто интересуется Зоной отчуждения, собственно и стали поводом написать этот пост. Чтобы много раз не рассказывать одно и то же:) 

ЧАЭС

Сразу оговорюсь: я не буду здесь писать банальные вещи типа уровня радиации, который, как известно, во многих местах Зоны отчуждения равен или даже ниже киевского. Да, есть места с высоким уровнем, но это не все 100% територии Зоны.

Итак – главное. Началось строительство так называемого конфайнмента (он же – объект Укрытие).

(фотография моя, снято на мобильный телефон)

«Визитная карточка» Чернобыля с конца 1986 года – всем известный саркофаг над 4-м энергоблоком (на фото – в правой части кадра). Также вы можете заметить, что над саркофагом теперь торчит две вентиляционные трубы, а раньше была одна. Вторая труба была построена недавно как раз как часть подготовки к возведению нового укрытия. Старая труба будет демонтирована, так как она своими габаритами мешает накрыть объект новым саркофагом.

На переднем плане фотографии – площадка для возведения нового конфайнмента. Это, собственно, то, о чем много лет говорили, но долго не начинали делать.

Со времен аварии на этом месте был пустрь с кучей радиоактивного мусора. (Посетители Зоны отчуждения, кто ездил к саркофагу, видеть его не могли, т.к. посмотреть саркофаг подвозили всегда с другой стороны и пустырь этот был за бетонным забором). Мусор вывезли на специально оборудованное «кладбище» радиоактивных отходов тут же в Зоне.

Площадка под постройку конфайнмента – это тоже не просто поле. Проведены специальные работы (сотни огромных свай, бетонирование и т.п.), чтобы безопасно вести сроительство арки и чтобы площадка выдержала нагрузку. По состоянию на конец марта площадка была готова.

Планируется, что к лету будут построены первые два сегмента арки. Закончить строительство и «натянуть» арку на 4-й реактор планируется осенью 2015 года. Во всяком случае такие сроки предусмотрены планом строительства.

Когда аркой накроют старый саркофаг, ее торцы герметично закроют. Т.е. 4-й блок вместе со старым саркофагом будет полностью изолирован, как в консервной банке.

Чтобы был понятен весь масштаб «стройки века», небольшая справка:

Конфайнмент – это уникальное сооружение, аналогов которому сегодня в мире нет.

Два года (!) разрабатывался и тестировался только состав цемента, чтобы конструкция прожила запроектированные 100 лет эксплуатации, сохраняя безопасность на объекте.

Внутри конструкции будут установленные многочисленные датчики и приборы для автоматического контроля параметров внутри объекта.

Размеры арки:

Пролет – 257 метров.
Высота – 105 метров (это примерно 30-этажное здание).
Длинна – 150 метров (почти два футбольных поля).
Вес металической конструкции – 29 тыс.тонн (это почти три Эйфелевых башни).

Но это не единственное, что происходит сейчас в Чернобыльской зоне. Помимо этого построено еще несколько объектов: в частности, заводы по переработке твердых и жидких радиоактивных отходов и хранилища для захоронения и долгосрочного хранения.

Заводы начнут работу с разбора старых хранилищ радиоактивных отходов, созданных еще в 1970-е годы, когда станция строилась. Их срок эксплуатации истекает и с ними надо, как говорится, «что-то решать». В специально оборудованных защищенных залах эти старые хранилища будут вскрываться, отходы будут оцениваться по ряду параметров (помимо прочего – по уровню излучения), сортироваться, «консервироваться» в специальные контейнеры и отправляться на захоронение или на длительное хранение в специально созданные и оборудованные места. Те, что можно захоронить, будут захоронены и с течением времени перестанут представлять опасность «естественным путем»; остальные будут отправлены на длительное хранение (что делать потом, по истечении отведенного срока, будут решать специалисты, может к тому времени наука найдет решение проблемы...).

Заводы построены с расчетом на то, что когда ЧАЭС будет окончательно выведена из эксплуатации, и станет возможным ее начать разгребать, там будут точно также перебираться и «консервироваться» все ее «запчасти».

Одно из новых хранилищ радиоактивных отходов также строится из расчета на то, что со временем оно будет принимать не только промышленные отходы с атомных станций, но и другие отходы, например радиоактивные элементы из медицинского оборудования.

Город Славутич

Город, построенный для работников ЧАЭС, в сжатые сроки практически сразу после аварии в 1986 году. Географически – Черниговская область, но административно относится к Киевской (120 км на север от Киева; около 50 км от ЧАЭС по прямой).

Мне довелось впервые попасть в этот город примерно в 1997 году. Тогда еще не было коттеджных поселков, и массово заграницу никто не ездил. Т.е. воображение еще не было избаловано разлинеенными улочками, аккуратными газончиками, компактными домиками с мангальными площадками во дворе, отсутствием заборов, невысокими (опять же компактными) многоквартиными домами и тому подобными чисто европейскими «изысками». Но это все было в Славутиче. Этот город поражал своей аккуратностью, уютными кварталами, невероятной для наших городов и поселков чистотой улиц и т.п.

Для илюстрации всего один эпизод, который объясняет чистоту Славутича (подсмотрен тогда же в 1997-м): группка школьников идет из школы, кто-то делится конфетами, все как один бросают обертки в урны. У одного ребенка ветер «сдул» обертку мимо урны и понес по улице. Ребенок догнал и поднял эту бумажку, бросил ее в урну и только потом пошел дальше. Сейчас в городе так же чисто как и тогда. Наш водитель даже пошутил: «так чисто, что аж хочется намусорить», но делать этого естественно не стал:)

Главной изюминкой Славутича стало то, что в его создании участвовали архитекторы и строители из восьми тогда еще союзных республик – Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении, Азербайджана и России. Поэтому каждый квартал имеет свое «лицо» и национальный колорит его создателей. И названия у кварталов соответствующие: Рижский, Таллиннский, Белгородский, Вильнюсский, Тбилисский, Ереванский, Киевский и т.д.

Первое, что у меня спрашивают, слыша о Славутиче: «А там жить можно? А как там с уровнем радиации? Там же Чернобыль рядом!». Отвечаю: там можно жить. Более того – там хочется жить.

Во-первых, там тихо и уютно. Во-вторых, там нет пробок и небоскребов, а вокруг – лес (на шашлыки можно ходить пешком:)) В-третих, местные говорят, что криминогенная обстановка практически на нулевом уровне. Не без того, чтоб там парни в баре подрались:) Бывает и машины взламывают, но, как правило, если что-то «эдакое» случается, то чаще всего это заезжие «гастролеры» руку приложили.

До ЧАЭС – около 50 км. И опять таки – город строили после аварии. Т.е. место для него выбирали в том числе по «радиационным показателям».

Из 25 тыс. человек населения города больше трети – дети. В городе шесть детсадов, четыре школы, несколько бассейнов и много спорткомлексов с хорошим оснащением. В каждом детском саду есть музыкальные и спортивные залы, бассейны с кабинетами лечебной физкультуры. Один из руководителей ЧАЭС, живущий в городе практически с самого его основания, с гордостью говорит, что Славутич – кузница спортивных чемпионов. С такой спортивной инфраструктурой – не удивительно.

Конечно, основное население – это семьи работников ЧАЭС и предприятий, которые ее, скажем так, обслуживают (тех же заводов по переработке радиоактивных отходов, завода по производству тары для их «упаковки» и т.п.).

В общем, если вы еще не были в Славутиче, стоит хотя бы раз съездить. Все, кто первый раз попадает в Славутич, влюбляютя в него и половина хочет остаться там жить:)

PS: Если кого-то интересуют технические и финансовые детали в частности по объекту Укрытие, их можно найти на специально созданном официальном сайте. Очень рекомендую посмотреть на этом сайте видео о строящемся конфайнменте - подробно, познавательно и увлекательно.


1 коментар:

Валерий Деркач сказав...

октябрь все ближе и ближе.

Дописати коментар