-->

17.07.12

Анализ закона о занятости: чего ждать работодателю

Отечественный рынок труда уже долгие годы не может стабильно и качественно функционировать. Основной проблемой эксперты называют высокий уровень теневой занятости. Численность официально работающих уравнялась с численностью пенсионеров, соответственно, увеличивается нагрузка на государственный бюджет, вследствие чего невозможно обеспечить достойные пенсии и другие социальные выплаты. Кроме того, украинцы, работающие в неформальном секторе экономики, лишены многих факторов социальной защиты в случае наступления страхового случая.

Татьяна Пашковская, "Судебно-юридическая газета"

Все это привело к тщательному анализу законодательства в этой сфере и к поиску выхода из этой критической ситуации в правовых рамках. 5 июля 2012 г. Верховная Рада приняла в целом Закон Украины "О занятости населения" (далее – законопроект №10497-1), подготовленный Минсоцполитики, который содержит целый ряд новшеств. В нормах документа четко прослеживаются преимущества для соискателей и работников. По мнению авторов законопроекта, этот шаг позволит усилить социальную защиту и расширить возможности для трудоустройства. Нормативно-правовой акт стимулирует работодателей создавать рабочие места с выгодой для себя, практически дает путевку в жизнь работающей молодежи и поддерживает людей зрелого возраста, которым сложно конкурировать на рынке труда.

По мнению экспертов, принятый закон – одно из самых современных решений в Европе. А международные эксперты даже намерены обнародовать украинский закон, чтобы другие страны могли ознакомиться с подходами украинского правительства к решению проблем безработицы.

Кадровые агентства урезали финансово

Немало проблем на рынке труда создает отсутствие механизмов сотрудничества и взаимодействия между Государственной службой занятости (далее – ГСЗ) и частными кадровыми агентствами, база вакансий и соискателей которых в пять раз превышает базу ГСЗ. Ситуацию усугубляет и то, что информация, которая содержится в единой информационно-аналитической системе ГСЗ, ограничивается свободными вакансиями с непривлекательной заработной платой и соискателями из числа неконкурентоспособных лиц. Именно это служит причиной недоверия соискателей к ГСЗ и конкуренции между ГСЗ и кадровыми агентствами. Наряду с этим, деятельность частных агентств по трудоустройству (сегодня их в Украине около 14,5 тыс.) происходит в условиях недостаточной правовой регуляции, что негативно влияет на защиту прав и гарантий украинцев. Поэтому законодатели внесли в законопроект №10497-1 норму о запрете рекрутинговым компаниям предлагать соискателям опасную работу за рубежом, например, в странах с нестабильной политической обстановкой. Это же касается и работы, где человек может стать жертвой шантажа. Нередко девушек, устроившихся работать за рубежом танцовщицами или официантками, впоследствии принуждают заниматься проституцией.

Еще одно существенное законодательное ограничение для кадровых агентств – запрет взимать с соискателей плату за услуги по трудоустройству. Согласно законопроекту №10497-1, теперь платить "кадровикам" за предоставленного работника будут обязаны компании-работодатели. Впрочем, эксперты уверяют, что эта норма вряд ли будет полноценно работать, ведь рекрутинговые компании запросто могут создать дополнительные сервисы в виде юридических, психологических и т. д. консультаций и успешно получать прежние деньги, не противореча законодательству.

"Секретные" вакансии

Согласно ст. 11 законопроекта №10497-1, государство гарантирует работникам право на защиту от любых проявлений дискриминации. При приеме на работу не имеют значения раса, цвет кожи, политические и религиозные убеждения, членство в профессиональных союзах или других объединениях, пол, возраст, имущественное состояние, место жительства. В объявлениях о вакансиях работодателям запрещено отмечать ограничение возраста кандидатов, предлагать работу исключительно женщинам или только мужчинам (за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола), выдвигать требования, которые предоставляют кому-то преимущество, а также требовать от соискателей предоставления сведений о личной жизни.

По утверждениям экспертов, вышеупомянутые ограничения – вопрос достаточно спорный, ведь существуют вакансии, на которые предпочтительнее брать именно лиц определенного пола. И если работодатель не будет указывать этого в объявлении, он будет вынужден просматривать огромное количество неподходящих резюме. Аналогичная ситуация и с возрастным цензом – есть вакансии, на которых людям в возрасте уже просто физически тяжело будет работать. К тому же, возраст кандидата с легкостью можно вычислить и по косвенным датам – окончание школы, вуза и пр. Впрочем, легко догадаться, что обойти эту норму закона будет вовсе нетрудно – работодатель может под предлогом переизбытка претендентов устраивать кастинги среди кандидатов и выбирать нужного ему работника. К тому же, ответственность за такие нарушения предусматривается только в виде штрафов, а механизм контроля и полномочия в законе четко не определены.

То же касается и вопросов личной жизни кандидатов. К примеру, в объявлениях не будет значиться, что на работу требуется незамужняя женщина без детей, однако при дальнейшем подборе эти требования все равно будут. Впрочем, при правильном описании вакансии и требований этот фактор также можно будет нивелировать.

Где искать сотрудников?

К обязательствам работодателей трудоустраивать инвалидов добавили еще несколько категорий лиц, которым необходимо предоставлять рабочие места: дети-сироты, лица, воспитывающие детей до 6 лет, лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения, и пр. В компании, где штат превышает 20 человек, таких сотрудников должно быть не менее 5%. Эта норма вызывает у работодателей некоторые опасения, ведь небольшой компании взять нескольких таких человек на работу – вполне реально, а вот корпорациям с тысячными штатами найти необходимое количество таких сотрудников будет достаточно сложно. Более того, если закон запрещает указывать в объявлениях о вакансиях уточняющую информацию о кандидатах и выделять какие-либо группы лиц, возникает вопрос, как искать эти категории работников?

Ст. 24 законопроекта №10497-1 предусматривает льготы работодателю, который в течение 12 месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и ежемесячно платил каждому из них не менее трех минимальных зарплат. В таком случае, при условии сохранения уровня заработной платы в том же размере, работодатель имеет право платить в течение следующего года единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на 50% меньше за каждого трудоустроенного. В случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на такую компенсацию.

Впрочем, такой стимул вызывает у игроков рынка сомнения. Скажем, если работникам выплачивать по три минимальных зарплаты (3306 грн), единый взнос компании составляет 36,7% (1213,3 грн). В следующем году работодатель получает льготу в размере 606,65 грн на каждого сотрудника. Учитывая среднюю зарплату по стране в 3015 грн и запрет на уменьшение штата и фонда оплаты труда, выгода представляется достаточно сомнительной. Настораживает и то, что порядок возмещения этих средств пока не разработан, а при разработке его КМУ не исключена возможность появления всевозможных нюансов.

В 45 – за парту опять


Среди прочего, закон также предполагает, что лица старше 45 лет, страховой стаж которых составляет не менее 15 лет, имеют право при достижении пенсионного возраста на одноразовое получение ваучера для поддержания их конкурентоспособности путем переподготовки, специализации, повышения квалификации по профессиям и специальностям для приоритетных видов экономической деятельности. Сумма, которую будут выдавать на основании этого сертификата, – чуть более 11 тыс. грн (при ее определении учитывалась средняя стоимость второго высшего образования в Украине). Согласно ст. 30 законопроекта №10497-1, выбор профессии (специальности) из утвержденного перечня, формы и места учебы полностью предоставляется этой категории граждан.

Как отмечают эксперты, эта норма весьма положительная, поскольку людям старше 45 лет сегодня нередко не хватает квалификации для устройства на работу, и они становятся невостребованными на рынке труда. Но и здесь все упирается в средства, ведь массовая "сертификация" потребует увеличения налогового давления, поскольку потребует огромнейших затрат из бюджета. Кроме того, в документе не определено, кто именно будет заниматься переподготовкой этой категории лиц и осуществлять контроль за качеством такого обучения.

В глубинку за деньги

Молодых специалистов, желающих (или вынужденных) работать в селах, порадует ст. 28 предлагаемого нормативно-правового акта – государственная поддержка молодых работников, привлеченных к работе в селах, значительно возросла. Так, молодому работнику, заключившему трудовой договор на срок не менее 3 лет, предоставляется жилье и одноразовая адресная помощь в десятикратном размере минимальной заработной платы за счет средств Государственного бюджета Украины. Если же молодой работник проработает в таком населенном пункте не менее 10 лет, жилье передается ему в собственность.

Ст. 29 законопроекта №10497-1 предусматривает расширение возможностей для повышения конкурентоспособности молодежи. Студенты высших и ученики профессионально-технических учебных заведений, которые получили квалификацию "квалифицированный работник", "младший специалист", "бакалавр", "специалист" и продолжают учиться, имеют право проходить стажировку. Общий срок стажировки не может превышать 6 месяцев, а запись о прохождении стажировки работодатель вносит в трудовую книжку. Причем запись вносится независимо от того, получает ли работник зарплату при прохождении стажировки. В случае прохождения стажировки на условиях срочного трудового договора работодатель выплачивает заработную плату в размере не меньше минимальной и может не платить единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

И, наконец, еще один позитив законопроекта – увеличение помощи по безработице. Сегодня такая помощь рассчитывается, исходя из стажа: до 2 лет – 50% средней зарплаты, более 10 лет – 70%. Принятым документом предлагается пересмотреть порядок и размеры выплаты, исходя из средней зарплаты за 12 месяцев, коэффициентов общего страхового стажа и уплаты взносов. Более того, статус безработного, а с ним и выплаты помощи по безработице можно будет получить с первого дня регистрации в ГСЗ, а не с седьмого, как это происходит сегодня.

Реалии в цифрах

8 человек – столько претендует в среднем на 1 вакансию

44% – такова доля работающих граждан в соотношении ко всему населению (при среднемировых показателях 60,2%);

9% – такое учетное количество штатных работников (около 1 млн) охватывается системой профподготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

11 лет – такова периодичность повышения квалификационного уровня работников в Украине (в странах Евросоюза – около 5 лет);

6 млрд грн тратится ежегодно по разным программам на реализацию государственной политики занятости

ТОП-7 новаций закона о занятости населения

1. При стажировке работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку с записью о прохождении стажировки.

2. В объявлениях о вакансиях запрещено указывать возраст и пол кандидатов, требовать сведения о личной жизни.

3. Кадровым агентствам запрещено брать с соискателей деньги за трудоустройство – эти услуги оплачивают работодатели.

4. Молодые специалисты, заключившие контракт на работу в селе, сразу получают подъемные в размере 10 минимальных зарплат (11020 грн), а после 10 лет работы в селе – жилье, в котором проживали.

5. Статус безработного и пособие человек получает с первого дня обращения в центр занятости.

6. Лица старше 45 лет со стажем работы не менее 15 лет получают право на ваучер для бесплатного переобучения либо повышения квалификации на сумму не более 10 минимальных зарплат для трудоспособных (11020 грн).

7. Работодатель оплачивает обучение студента в вузе при условии, что тот отработает потом в фирме от 1 до 3 лет (в зависимости от затрат).

**Комментарии**

Председатель Комитета ВР по вопросам социальной политики и труда Василий Хара:

– Конечно, этот закон защищает права работника больше, чем прежний. Взять хотя бы положение о выплатах помощи по безработице с первого, а не с седьмого дня после увольнения, или льготы по налогообложению работодателям за то, что они предоставляют молодым первое рабочее место либо берут на работу инвалидов, пожилых, многодетных, судимых. Но такие льготы будут работать только в малом и, возможно, в среднем бизнесе, где создать рабочее место (за прилавком, в мастерской, офисе) стоит недорого. На серьезном производстве затраты примерно втрое выше, чем послабление по налогам, и это невыгодно.

Для примера: рабочее место обходится работодателю в $50 тыс. А новое рабочее место – это новый цех, новое предприятие с новыми технологиями. Вот он создал 100 рабочих мест (это немного), потратил $5 млн, а мы через сокращение единого социального взноса пусть 50–100 тыс. грн скидки сделаем. Разве это сопоставимо? Поэтому я уверен, что нужны две основные меры. Первая – беспроцентные или с очень маленькими процентами кредиты. Человек дает заявку на количество рабочих мест и получает льготные долгосрочные кредиты. И вторая – на 2–3 года освобождение от налога на прибыль. Таким образом государство стимулирует вложение денег, а не появление их потом где-то в офшорах. Для государства это будет выгодно, тем более, что создаются новые рабочие места для людей. Если мы это внесем, то закон заработает. А нынешние нормы для работодателя совершенно неинтересны.

Вице-премьер-министр Украины, министр социальной политики Сергей Тигипко:

– Проблема, на которую сейчас нужно обратить внимание, – это социализация тех людей, которые получили инвалидность. В частности, нужно усилить обучение их новым профессиям. Инвалид, если позволяет состояние здоровья, должен быть в коллективе, работать. Это очень важно для такого человека. В законе предусмотрены меры, которые будут стимулировать работодателей создавать рабочие места для инвалидов и представителей других уязвимых на рынке труда категорий. Работодатели, которые трудоустраивают на первое рабочее место молодых людей без опыта работы, инвалидов, лиц старше 50 лет, одиноких матерей или родителей с детьми-инвалидами, на год будут освобождаться от уплаты единого социального взноса. Я считаю это очень сильным стимулом!

Глава совета предпринимателей Украины Оксана Продан:

– Нужно снижать фискальное давление на фонд оплаты труда. Сейчас у бизнеса нет возможности платить налоги на зарплату намного выше минимальной даже в обмен на льготы, поэтому "черный нал" останется. То же касается, например, и обещанных в законе квартир молодым специалистам – у государства такого жилья нет, сейчас оно принадлежит местным властям.

Бывший замминистра соцполитики Павел Розенко:

– Норма о предоставлении первого рабочего места для молодежи весьма противоречива, поскольку за якобы позитивным желанием дать молодому человеку поработать и пройти стажировку есть риск, что под этой маркой работодатели будут создавать временные рабочие места. Они будут существовать по полгода и способствовать тому, что молодые люди будут работать бесплатно. Порядок контроля за выполнением нормы о бесплатной стажировке в законе не прописан.

Немає коментарів:

Дописати коментар