Кабинет министров в ручном режиме отдал около 1 млрд грн государственных денег из резервного фонда, существующего на случай стихийных бедствий и катастроф, на непредназначенные для этого цели. Средства в основном пошли на «покращення життя» преимущественно на Востоке и Юге Украине, «обделив вниманием» запад страны.
Так, в последние месяцы правительство приняло ряд решений о значительном увеличении так называемых государственных капитальных расходов. Главная цель этих решений, судя по срокам принятия (как раз перед выборами) — усилить ощущения в отдельных избирательных округах, что руину таки «подолано».
Однако средства на такую предвыборную щедрость правительство решило взять из государственного резервного фонда: его предусмотренные бюджетом объемы Кабмин своими майско-июльскими постановлениями урезал почти на 1 млрд грн.
В распоряжении ZN.UA оказалась справка — об остатке средств резервного фонда госбюджета в 2012 году. Согласно документу, остаток средств непосредственно фонда из 1,5 млрд грн (предусмотренных бюджетом) после не совсем понятных изменений на сумму 591,82 млн грн снизился до 908,18 млн грн по состоянию на 30 июля.
Из этой суммы 18-тью распоряжениями Кабмина выделено только 32,7%, или 297,19 млн грн на статьи, для которых как раз предназначаются средства резервного фонда. Итого остаток — 610,991 млн. грн.
Кроме того, сейчас в стадии разработки в различных ведомствах находятся распоряжения о выделении средств на сумму еще в 392,515 млн: 50,715 млн грн — на ликвидацию последствий различных стихийных бедствий, жителям аварийных домов и т.п., еще 341,8 млн проходят под титулом «О перераспределении средств» резервного фонда госбюджета.
Таким образом получается, что прогнозируемый остаток средств в резервном фонде — всего 218,476 млн грн.
«Вопрос достаточности этой суммы для так называемого аварийного запаса страны с 45-миллионным населением и чрезвычайно изношенной инфраструктурой практически всего — тема отдельного исследования», — пишет редактор отдела макроэкономики ZN.UA Юрий Сколотяный.
В перечне достаточно свежих кабминовских документов числится, например, распоряжение №533-рот 25 июля 2012 года («О перераспределении некоторых расходов государственного бюджета, предусмотренных Министерству финансов на 2012 год, и внесении изменений в распоряжение КМУ от 21 марта 2012 г. №177»).
В первом же пункте документа говорится о перераспределении 327,821 млн грн в пользу программы 3511090 «Государственные капитальные расходы, распределяющиеся Кабинетом Министров Украины», за счет программы 3511030 «Резервный фонд». (Единственное условие — согласование такого перераспределения с комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.)
Ранее аналогичное перераспределение, но на значительно более внушительную сумму — 532,820 млн грн, было утверждено распоряжением Кабмина №464-р от 25 июня. Еще в общей сложности 55 млн грнбыли перераспределены двумя майскими распоряжениями (№299-р от 17-го и №338-р от 28 мая).
Крупнейшими получателями последних июльских выделенных средств стали центральный и юго-восточный регионы Украины. Так, наибольшие суммы получат Днепропетровская (плюс 76,8 млн. грн.), Черниговская (+58 млн.), Донецкая (+50 млн.), Запорожская (+36 млн.), Николаевская (+32 млн.), Сумская (+26 млн.), Харьковская (+25,5 млн.), Луганская (+20 млн.), Черкасская (+ 20 млн. грн.) облгосадминистрации. Из явно обделенных вниманием западных областей выделяется только Волынь — администрация там получила более 40 млн. грн.
При этом большая часть «инъекций» по всем вышеуказанным областям предназначена в основном на улучшение среды обитания избирателей: «для строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах», «капитального ремонта внутриквартальных проездов», достройки и ремонта школ и домов культуры, больниц, а также закупки медицинского оборудования.
«Понятное дело, что граждане (а нынче — избиратели), долгие годы ждавшие подобных улучшений, теперь должны быть несказанно благодарны за это властям и их территориальным выдвиженцам. Вот только фактически ручной кабминовский режим такого перераспределения оставляет тайной за семью печатями критерии выделения этих средств. Да и закон при этом, очевидно, нарушается тоже — ведь соответствующие решения принимались правительством без их утверждения в парламентском зале», — резюмирует автор.
Как известно, резервный фонд госбюджета формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении сметы страны. Так, невозможно наперед предусмотреть стихийные бедствия, катастрофы, техногенные аварии и т.п. «чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера», ликвидация последствий которых может требовать значительных денежных расходов именно из государственной казны. А такие расходы, как ремонт и реконструкция, приобретение жилья, гуманитарная помощь (кроме случаев, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций) по закону не могут покрываться за счет средств резервного фонда. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяет Кабмин, однако ему во тором случае ему необходимо обязательное утверждение Верховной Радой целей перераспределения.
Немає коментарів:
Дописати коментар