-->
☢ ☢   Любите Родину - Мать вашу!        Якщо ви не боретеся за свої права, у вас їх заберуть!        Заявка на кредит онлайн        Бесплатные кредитные карты        Реклама в анонімних оголошеннях    ☢ ☢

01.11.2018

Как государство будет платить долги по решениям ЕСПЧ

Как Минюст собирается преодолевать проблему государственной задолженности по решениям судов.

Конечно, мы все считаем, что государство нам должно, как минимум, за то, что мы платим налоги. Но много украинцев сталкиваются с тем, что государство в их случае должник в буквальном смысле.

«Длительное существование проблемы неисполнения решений национальных судов привело к значительной задолженности государства по решениям национальных судов, что, в свою очередь, наносит значительный ущерб Государственному бюджету Украины», — заявляют авторы законопроекта «О преодолении проблемы государственной задолженности по решениям судов», который зарегистрирован в Верховной Раде под №8533. Его инициаторами, а также соавторами сопутствующего законопроекта «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно решения проблемы задолженности государства по решениям судов» №8534 стали народные депутаты Руслан Сидорович, Игорь Алексееви Сергей Алексеев.

Законопроект, который в действительности является детищем Минюста, презентовали под громким лозунгом #НетДолгамГосударства. Учитывая хештег, радует, что государственные органы идут в ногу со временем, но посмотрим, что они предлагают для решения проблемы.

Предыстория

12.10.2017 Большая палата Европейского суда по правам человека приняла решение по делу «Бурмич и другие против Украины», которым 12148 заявлений, касающихся проблемы длительного невыполнения решений национальных судов, были изъяты из списка дел ЕСПЧ и переданы Комитету министров Совета Европы для осуществления надзора в рамках мероприятий общего характера, определенных в пилотном решении от 15.10.2009 по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины».

В пилотном решении проблема невыполнения и чрезмерно длительного исполнения окончательных решений суда в Украине была признана Европейским судом системной и требующей немедленного решения. В этом решении ЕСПЧ пришел к выводу, что нарушение прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, является следствием недостатков регуляторной и административной практики органов государственной власти. Суд также высказал позицию, что государство не освобождается от ответственности за неуплату денежных обязательств, гарантированных законодательством, в случае отсутствия средств на финансирование соответствующих расходов.

Что предлагается

Законопроект №8533 предусматривает внесение изменений в законы «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений», «Об исполнительном производстве», «О введении моратория на принудительную реализацию имущества».

Как заявляют авторы, он расширяет механизмы государственного исполнителя по определению суммы задолженности при исполнении решений суда обязательственного характера в денежном эквиваленте, что позволит передавать такие решения для выплаты задолженности Государственной казначейской службе. Законопроект уполномочивает территориальные органы казначейства на бесспорное списание средств из бюджета по решению суда. Кроме того, он предусматривает компенсации за длительное неисполнение решений национальных судов в размере 10% суммы, но не более одной минимальной заработной платы, установленной на день уплаты (на сегодняшний день эта сумма составляет 3723 грн, что примерно равно 111,27 евро).

Таким образом, сумму компенсации предлагается увеличить с 3% до 10% от присужденной суммы. По мнению авторов законопроекта, такая сумма является достаточным возмещением лицам, исковые требования которых составляли менее 37 тыс. грн. Одновременно установленный размер компенсации не сможет привести к несправедливому обогащению истцов по хозяйственным искам. Предложенная сумма является адекватной и не представляет чрезмерной нагрузки на госбюджет.

Тем не менее, учитывая уровень инфляции в нашей стране, такую сумму вряд ли можно назвать справедливой компенсацией за длительное неисполнение судебного решения.

Сроки подачи заявлений об исполнении решений судов в отношении государства в случае принятия законопроекта №8533 также будут изменены. Авторы заявляют о том, что вводятся новые сроки подачи заявлений об исполнении решений судов в отношении государства, которые позволят дисциплинировать взыскателей, а также дадут возможность более точно рассчитать потребность в средствах на погашение долгов государства.

Если перестать читать, что заявляют авторы, и перейти к сравнительной таблице законопроекта, можно обнаружить следующее.

Сроки действительно меняются. Например, ранее в случае, если взыскатель подал не все необходимые для перечисления средств документы и сведения, Казначейство в течение 5 дней со дня поступления заявления должно было уведомить об этом взыскателя. В случае принятия законопроекта — 10 дней. При непредставлении взыскателем документов и сведений в месячный срок со дня получения им сообщения центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, возвращает заявление взыскателю. Теперь в 45-дневный срок. Существенность изменений вызывает сомнения.

А вот ч. 4 ст. 3 Закона «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений», которая обещала перечисление средств взыскателю в 3-месячный срок со дня поступления в Казначейство бюджетных средств, необходимых для этого документов и сведений, вообще исключили. Авторы законопроекта предлагают увеличить этот строк до 15 месяцев (!).

Вот мы и подошли к тому, что обещали в пояснительной записке к законопроекту, а именно к изменению сроков предъявления исполнительных документов. Сейчас исполнительные документы подаются в орган исполнительной службы в течение 6 месяцев. Законопроект предлагает такой же срок, но поменялось следующее: абзац, который обещал, что неподача исполнительного документа в течение 6 месяцев не является основанием для отказа в исполнении данного судебного решения, исключен (!). Наверное, именно это изменение, по мнению авторов проекта, должно дисциплинировать взыскателей.

Напоследок заметим, что авторы законопроекта позаботились о заявителях, которые проживают на временно оккупированной территории и не имеют возможности получить сообщение о принятых в их пользу решениях Европейского суда и получить присужденные им средства. Так, предлагается разместить на официальном сайте Министерства юстиции Украины соответствующие сообщения.

Что касается очередности

В рамках нынешнего законодательства в первую очередь погашается задолженность по решениям суда по пенсионным и социальным выплатам, о взыскании алиментов, возмещении убытков и вреда, причиненных в результате преступления или административного правонарушения, увечья или иного повреждения здоровья, а также в связи с потерей кормильца. Во вторую очередь погашается задолженность по решениям суда, связанным с трудовыми правоотношениями, в третью — по всем другим решениям суда.

Очередность в случае принятия законопроекта не поменяется за исключением того, что взыскание алиментов в первой очереди упомянуть забыли. Кроме того, вопрос очередности выделили в отдельную ст. 4-1 Закона «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений», ч. 2 которой предусмотрели, что требования взыскателей каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения в полном объеме требований взыскателей предыдущей очереди.

Поговорим о деньгах

Отметим, что в соответствии с постановлением Кабинета министров №784 от 31.05.2014, исполнение решений Европейского суда по правам человека осуществляет Министерство юстиции Украины, а именно правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека и его секретариат. Первый заместитель министра юстиции Наталья Бернацкая сообщила, что сейчас на исполнении в Государственной казначейской службе находится более 171 тыс. исполнительных листов на почти 4 млрд грн, тогда как в бюджете на 2018 г. на эти цели заложено лишь 500 млн грн. Тем не менее, выделенная сумма в 500 млн грн позволяет удовлетворить почти в полном объеме требования взыскателей, состоящих на учете в первой очереди в Государственной казначейской службе (примерно 159 570 человек).

Законопроект предусматривает осуществление в соответствии со ст. 23 Бюджетного кодекса перераспределения расходов госбюджета на 2018 г. с бюджетной программы 3601170 «Платежи во исполнение решений зарубежных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины» на бюджетную программу 3504040 «Мероприятия по выполнению решений суда, гарантированные государством» в сумме 453 087,1 тыс. грн. Эти средства были предусмотрены для выполнения решений Европейского суда по категории дел типа «Бурмич против Украины».

Для решения проблемы предлагают увеличение в проекте Госбюджета Украины на 2019 и последующие годы расходов в размере, достаточном для финансирования бюджетной программы на обеспечение исполнения решений суда, что не может не радовать взыскателей, которые ждут своих «кровных» от государства. Кроме того, Минюст обещает, что следующими шагами решения проблемы будет отмена мораториев, внедрение системы мониторинга законопроектов и действующего законодательства по установлению дополнительных льгот, совершенствование процедуры гражданского судопроизводства против государственных предприятий по возмещению средств, выплачиваемых из госбюджета, установление системы постоянного мониторинга решений о взыскании средств с государства с целью предотвращения новых волн массовых исков.

Возможно, постоянного увеличения расходов бюджета на исполнение судебных решений можно было бы избежать, если мониторить не судебные решения о взыскании средств с государства, а причины, которые заставляют граждан судиться со своим государством, да еще и в массовом порядке?

Подытожим

Если убрать отвлекающие внимание нормы, главными предлагаемыми изменениями на самом деле являются:
  • увеличение компенсации за длительное неисполнение решения национального суда с 3% до 10% от присужденной суммы;
  • увеличение расходов госбюджета на исполнение судебных решений;
  • предоставление права выполнения судебных решений территориальным органам Казначейства.
Почему сложно «выбить» долг с государства

Законом «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений» предусмотрено, что выполнение решений суда о взыскании средств, должником по которым является госорган, осуществляется в пределах соответствующих бюджетных назначений путем списания средств со счетов такого госоргана, а в случае отсутствия у него соответствующих назначений — за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения исполнения решений суда.

Такое списание средств должно быть осуществлено в течение 3 месяцев, а в случае нарушения указанного срока взыскателю выплачивается компенсация в размере 3% годовых от неуплаченной суммы за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения исполнения решений суда. Порядком исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников предусмотрено, что решения о взыскании таких средств выполняются на основании исполнительных документов исключительно органами Казначейства в порядке очередности поступления таких документов.

Т. е. решения, где должником является государство, исполняют в порядке очередности и в пределах соответствующих бюджетных назначений. А значит, существует вероятность, что в обещанные 3 месяца решение исполнено не будет. Особенно, учитывая большое количество решений, предъявленных к исполнению, т. е. «длинную очередь». К тому же, существуют законные пути затягивания исполнения решений. Именно поэтому государство является должником, с которого «выбить» долг крайне трудно.

Мария Дунай, специально для
«Судебно-юридической газеты»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

I am free