-->

31.01.17

Монетизация льгот: Спекуляция или прогрессивная реформа?

Без преувеличения можно сказать, что сегодня в Украине есть армия льготников. Невозможно даже установить точное их количество, ведь нет единого реестра. Имеем более 40 льготных категорий граждан

В любой стране существуют социально уязвимые группы людей, о которых государство обязано заботиться. В этом и заключается суть социальной политики. Ключевой фактор – установить четкие и понятные правила игры, чтобы не превратить государственную помощь на непосильное финансовое бремя и поле для спекуляций.

Монетизация льгот - международный опыт

В первую очередь необходимо понять, что же такое монетизация льгот. Итак, суть этого механизма заключается в том, что люди вместо бесплатных услуг получают от государства деньги, которыми рассчитываются за полученные услуги на общих основаниях. Например, пенсионер не ездит бесплатно в общественном транспорте, а платит перевозчику соответствующую сумму – деньги, которые ему адресно насчитало государство.

В целом идея весьма привлекательна, поскольку способствует прозрачности использования бюджетных средств. Но все зависит от того, насколько профессионально продуман механизм ее реализации и соответствует ли она украинским реалиям.

Как говорится в исследовании Европейского информационно-исследовательского центра ("Монетизация льгот: опыт других стран и выводы для Украины"), монетизация льгот действует как на европейском континенте, так и далеко за его пределами – в тех же Штатах, Австралии, Новой Зеландии.

По словам экспертов, Украина в темпах реформирования существенно отстает. Можно сказать, что цивилизационный прыжок мы "забыли" сделать еще в 90-х. Ведь у нас система предоставления льгот по своей сути - это наследие от СССР. Даже в той же РФ и Белоруссии еще в 2000-х годах систему льгот пересмотрели и значительно реформировали.

Так вот, изобретать велосипед Украине точно не придется. Единственное – нужно найти политическую волю реализовать должным образом уже существующий европейский опыт. А с этим у нас, как всегда, проблематично. О качестве законов, которые часто "штампует" ВР, – нечего говорить.

Белые пятна в законодательстве

Без преувеличения можно сказать, что сегодня в Украине есть армия льготников. Невозможно даже установить точное их количество, ведь нет единого реестра. У нас более 40 льготных категорий граждан!

И чтобы предоставить всем этим людям помощь, в государственной казне нужно найти сотни миллиардов гривен. Понятно, что таких сумм в "дырявом украинском бюджете" довольно выискивать. Более того, по словам специалистов, почти 25 млрд грн госпомощи выделяется лицам, которые несмотря на их финансовое состояние, вообще в ней не нуждаются. Зато на других льготников средств не хватает. Поэтому продекларированные только на бумаге льготы еще не означают, что их воплотят в жизнь. И здесь возникает конфликт между государством и его гражданами, которые в очередной раз чувствуют себя обманутыми.

В Минсоцполитики соглашаются, что такое положение является неправильным. Там планируют ликвидировать неэффективные льготы и монетизировать оставшиеся, сделав всю социальную помощь исключительно адресной.

Однако задекларировать европейские намерения относительно реформ – еще не значит их реализовать. Адресная социальная помощь всем льготникам звучит вполне логично, но на практике возникает немало дискуссионных вопросов.

Например, в Минсоцполитики заявляют, что разработали законопроект, который позволяет монетизировать льготы на проезд. Но этот законопроект в глаза никто еще не видел, и в свободном доступе его нигде нет. Почему? Интересный вопрос, однако ответа на него никто так и не дал.

Как избежать спекуляций

Льготный проезд, очевидно, - тема, которая интересует многих. В ВР разработали проект Закона Украины № 5404 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предоставления адресной социальной помощи за льготный проезд малообеспеченным слоям населения".

Инициаторы Закона предлагают всем лицам, которые обладают правом на бесплатный проезд, предоставить льготу в виде ежемесячной денежной компенсации. Ее планируют выплачивать каждому льготнику в порядке и размерах, определенных Кабинетом министров Украины.

Однако в Законе есть ряд недостатков, о которых стоит говорить.

Во-первых, не определен субъект, который должен бы ежемесячно выплачивать гражданам денежную компенсацию на бесплатный проезд.

Во-вторых, стоит учесть, что стоимость перевозки городским транспортом в разных населенных пунктах отличается. А поэтому установление одинакового размера денежной компенсации для всех льготников может вызвать определенный дисбаланс. Например, для льготников, проживающих в г. Сумы, компенсация будет достаточной, а для льготников, которые проживают в г. Киев, - нет.

Кроме того, нужно учитывать, что не все льготники правом на льготный проезд пользуются в равной степени. Например, чернобылец, живущий в деревне, пользуется общественным транспортом гораздо реже, чем тот, который проживает в городе. Таким образом, нужно разработать такой механизм компенсации льготы на бесплатный проезд, который был бы справедлив для всех льготников.

Следовательно, выплата денежной компенсации на бесплатный проезд позволит избежать ситуаций, когда водители общественного транспорта не останавливают автобусы на остановке, если видят, что туда войдет льготник. Или же выгоняют льготников из транспорта или иным образом нарушают их права, унижают честь и достоинство.

В то же время предложение установления денежной адресной компенсации льготы на бесплатный проезд может быть поддержано только при условии, когда в Законе будет предусмотрена минимальный предел такой компенсации. В противном случае, Кабмину можно по своему усмотрению установить размер компенсации: например, в сумме 10 грн. А такая ситуация является недопустимой, поскольку не отвечает интересам льготников.

Только учтя все эти риски и устранив их, можно проводить реальные реформы, а не заниматься политической спекуляцией, прикрываясь европейским опытом и благими намерениями.

Владимир Пилипенко

Немає коментарів:

Дописати коментар