Вроде бы не так много времени прошло с тех пор, как Украину накрыло черной тучей Чернобыля — что 28 лет в историческом измерении? Но наша страна, увы, постепенно начала забывать тех, кто пожертвовал своим здоровьем ради спасения, по большому счету, всей нации.
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС неоднократно жаловались в редакцию «Времени» о недостаточном финансировании медицинской сферы, отсутствии должного санаторно-курортного лечения и неправильном начислении им пенсий.
Так как же сегодня страна помогает героям Чернобыля?
«Мы требуем, чтобы закон выполнялся»
Поводов для возмущений у чернобыльцев много. Но есть несколько основных проблем, которые их беспокоят.
Первая из них — пенсионное обеспечение. Так, в ноябре 2011 года Кабмин принял постановление №1210, которое фактически отменило действие многих положений Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» (принят 28 февраля 1991 г.). Тогда это привело к активным протестам чернобыльцев, неоднократным пикетированиям Верховной Рады, к подаче судебных исков против различных государственных инстанций и против государства Украина в Европейский суд по правам человека. Ликвидаторы требовали, чтобы строго выполнялись нормы статей 50-54 указанного закона, которые регламентируют порядок начисления пенсий пострадавшим: чернобыльцы 1-й категории должны получать 10 минимальных пенсий, 2-й — 8, 3-й — 6 «минималок». Сейчас же пенсии начисляются в соответствии с количеством выездов и заработной платы на момент пребывания в зоне. И это порождает множество проблем, начиная с того, что ликвидаторы не могут получить справки о количестве своих выездов, поскольку в первые месяцы после аварии учет велся как попало. Но даже тогда, когда учет строго соблюдался, позже многие документы уничтожили, потому что они имели сильную степень загрязнения.
Есть еще такая группа ликвидаторов, как солдаты-срочники, которые в то время получали аж… семь рублей денежного довольствия.
С проблемами в начислении пенсий столкнулась треть ликвидаторов, отмечает председатель Октябрьской районной общественной организации «Союз Чернобыль Украина» Анатолий Шевченко.
— Мы понимаем трудности, с которыми сталкивается государство, но и нам жить нужно, — в свою очередь сетует ликвидатор, инвалид 2-й группы харьковчанин Валерий Рисованный. — Постановление Кабмина — это все-таки подзаконный акт, а есть закон, и мы требуем, чтобы он выполнялся.
В областном Пенсионном фонде объясняют, что они руководствуются действующим законодательством, и сами решать ничего не могут. И предоставляют данные о средней пенсии чернобыльцев в регионе — 2429,98 грн. Средний размер пенсий чернобыльцев-инвалидов — 3296,48 грн. Но данных о том, какой является минимальная «чернобыльская» пенсия и сколько человек ее получают, «Времени» не предоставили.
«Им все положено, но получить они не могут»
Чернобыльцы по закону имеют ряд льгот. Такие, например, как бесплатные проезд и содержание детей в дошкольных учреждениях, ежемесячные выплаты семьям с детьми, выплаты помощи при потере трудоспособности, компенсация стоимости продуктов питания, обеспечение бесплатными лекарствами, дополнительные отпуска, 50-процентная льгота на коммунальные услуги, льгота на медицинское обслуживание, ежегодное санаторно-курортное лечение и выплата помощи при потере кормильца — 7586 грн. (Чернобыльцы 3-й категории многих из перечисленных выше льгот не имеют, а путевки в санатории получают не бесплатные, а с 70% скидкой.) Вроде бы список довольно обширный, но на практике выполняется далеко не все.
Компенсацию на продукты получают только 1-я (301 грн.) и 2-я (150,5 грн.) категории чернобыльцев. Раньше сумму компенсации определяли в регионах, исходя из средних цен на продукты. Лет пять назад эту функцию на себя взяло Минсоцполитики. И уже три года эта сумма не менялась, сообщила заместитель директора департамента социальной защиты населения — начальник управления по делам защиты инвалидов и населения, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы Харьковской облгосадминистрации Татьяна Ермилина.
Но основная проблема, с которой чернобыльцы чаще всего приходят в департамент, — это обеспечение бесплатными лекарствами и льготное зубопротезирование. Думаю, всем понятно, что ликвидаторы, работая в зоне ЧАЭС, получили высокие дозы радиации и каждый из них имеет целый «букет» различных заболеваний. На сегодня в области 5528 человек из 11787 ликвидаторов — инвалиды. Так вот, в 2014-м по программе льгот на медицинское обслуживание чернобыльцам из госбюджета на лекарства и зубопротезирование выделили 1,5 млн. грн. из необходимых 6,3 млн. грн. Выделенные средства разделили по месяцам и районам.
— В законе нет ограничений на получение бесплатных лекарств одному человеку, но выделенных средств хватает, — уверяет Татьяна Ермилина. — Льготные рецепты — это проблема не первого года. Много лет назад чернобыльцы хорошо обеспечивались льготными рецептами, когда-то и прививки от гриппа делали за счет этих средств. К сожалению, сумма в последние годы не увеличивается, а рост цен идет, и заболевания никуда не деваются. Им все положено, а получить они не могут.
Департамент направил письмо в Минсоцполитики с просьбой увеличить финансирование и получил ответ, что их письмо на рассмотрении в Минфине. Облсовет не может в этом плане помочь чернобыльцам, поскольку эта статья расходов финансируется только из госбюджета.
Подтвердить… вдовство
Много вопросов и в отношении санаторно-курортного лечения. Так, в прошлом году только половина пожелавших уехать на отдых смогли получить путевки. В этом году оздоровиться хотели бы 2 тыс. взрослых и почти 500 детей, но путевок еще нет.
— Обычно оздоровление пострадавших граждан начиналось в апреле, — поясняет Татьяна Ивановна. — Но в этом году Министерство социальной политики процедуру тендерных закупок услуг санаторно-курортных учреждений провело в июне. А результаты обещают только в августе.
Чернобыльцы, которые в течение двух лет подавали заявление на отдых, но путевки так и не получили, могут получить компенсацию. Прошлый министр соцполитики Наталья Королевкая попыталась организовать систему по учету и выделению путевок. Тогда планировали ввести электронные карты, на которые перечислялись бы деньги, и человек из перечня санаториев выбирал бы подходящий и ехал отдыхать. Но задумка провалилась.
— У нас чернобыльцы в основном просят путевки в местные санатории, чтобы никуда не ехать, но в минувшем году местные здравницы не участвовали в тендере. В этом году подали заявки санатории «Берминводы» и «Елочка», — рассказывает Татьяна Ермилина.
Кроме того, сегодня практически прекращено строительство жилья для чернобыльцев, но об этой льготе они даже не вспоминают.
Поступают в нашу редакцию жалобы и о трудностях получения официального статуса вдовы чернобыльца. Такой статус дает 50% скидку на жилищно-коммунальные платежи. Но статус вдов дается только тем, чей муж умер от заболевания, которое связано с действием ионизирующего излучения и других вредных факторов, которые возникли вследствие Чернобыльской катастрофы. И сколько ни борется общественность с такой формулировкой, ее не меняют.
Очень сложная процедура и получения экспертного заключения причины смерти чернобыльца. Вдова должна в течение 30 дней собрать уйму справок о диагнозе и причинах смерти мужа, да еще успеть отправить документы в экспертный совет в Донецк.
Кстати, раньше экспертный совет находился в Харькове, потом в целях экономии несколько областей объединили, и наш региональный совет оказался в Донецке.
Чернобыльские общественные организации написали письмо в Киев с пожеланием перенести совет обратно. Здесь им удобнее, рядом архив и больница. Хотя, как заверяет Татьяна Ивановна, для получения экспертного заключения личного присутствия человека не требуется.
— И в Харькове, и в Донецке экспертные заключения причинности заболевания или смерти выдаются на основании медицинских документов, — утверждает она.
И если вдовы хоть как-то могут продлить себе льготы, то у детей-чернобыльцев после 18 лет нет никаких шансов. До совершеннолетия они получают различную, пусть и небольшую, денежную помощь, а по достижении совершеннолетия льготы по удостоверению у них заканчиваются. Общественные организации также неоднократно поднимали этот вопрос, но целесообразности в продлении льгот госчиновники не видят. Только дети-инвалиды, заболевание которых связано с Чернобыльской катастрофой (сейчас на учете в области 24 таких ребенка) по достижении 18 лет переходят во взрослую категорию и имеют льготы 1-й категории.
Немає коментарів:
Дописати коментар